Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Harry Potter and the Cursed Child

J. K. Rowling, John Tiffany, Jack Thorne

  • Аватар пользователя
    Аноним18 августа 2016 г.

    Счастья бояться не надо: его нет. (Мишель Уэльбек)

    - Чего же ты хотела от этой книги?

    • Встречи. Увидеть Гарри, убедиться, что у него, действительно, всё хорошо. Что он… счастлив?
    • И как?
    • Одно из двух: либо вместо него подсунули его трансфигурированного двойника, либо он действительно умер тогда, в Запретном лесу, а никто этого так и не понял…


    Спойлеры. Субъективное мнение.

    Мало с какой другой книгой в своей жизни мне было так трудно расставаться, как с книгами о Гарри Поттере. Мой мозг просто отказывался осознать, что это всё, конец истории. Каюсь, это подвигло меня на то, чтобы начать читать многочисленный фанфикшн, что в плане отрезвления было примерно то же самое, что ампутация с помощью пилы и без наркоза… В какой-то момент мне стало совсем тошно, и я, наконец, смогла спокойно жить дальше без мира Гарри Поттера. Тем не менее, за это время у меня успело выработаться что-то вроде чутья, чувства подделки: герои фанфиков (разной степени «картонности») лишь неумело пытались притворяться теми, кем по определению стать не могли. И когда я читала «Гарри Поттер и Проклятое дитя», увы, это чувство не оставляло меня.
    Во-первых, и это, может быть, и не самый справедливый упрёк, форма литературного жанра. Пьеса? Минимум описаний. Никаких особых находок, обусловленных выбранной формой подачи. Одни лишь только общие фразы. Конечно, при должной доле воображения, читатель дорисует в своём восприятии всё, что пожелает, но… Представьте, что вы едете по трассе со скоростью 200 км/ч, и по какой-то причине приходится снизить скорость до 50 км/ч: если сделать это резко, есть риск потери управления и опрокидывания. Так вот, написать семь книг, качество которых с каждой следующей имело тенденцию к возрастанию, а восьмым номером выдать под своим именем (пусть и в соавторстве) это – ничуть не лучше. Я - так точно лобовое стекло вблизи рассмотрела…
    Во-вторых, и тут, конечно, тоже можно спорить – характеры главных по предыстории героев. Неужели с возрастом они потеряли всё лучшее, что в них было?
    Гарри Поттер. Я не могу этого понять. Он хотел стать мракоборцем и стал им. Полагаю, он оттачивал своё мастерство, скорость мышления, реакции, находчивость… Таким ли он изображён в пьесе? Про Гарри, кроме всего прочего, я всегда знала одну вещь: он не тот человек, который станет ходить вокруг да около, если его что-то беспокоит, задевает или волнует. Он задаёт чётко поставленные вопросы и ищет ответов, не пуская дело на самотёк. Гарри Поттер всегда предпочитал действие бездействию. И что мы видим? Из года в год, он, видимо, только и делал, что провожал своего сына с вокзала Кингс-Кросс, не задумываясь особо о том, какие у них отношения или что там с ним происходит в Хогвартсе (словно бы сам Гарри никогда не учился и не помнит, как легко могут сделать изгоем в этом непростом месте!)
    Или давайте вспомним:


    « - Ты скоро узнаешь, Поттер, что в нашем мире есть несколько династий волшебников, которые куда круче всех остальных. Тебе ни к чему дружить с теми, кто этого не достоин».

    « - Спасибо, но я думаю, что сам могу понять, кто чего достоин».

    Что же, получается, что в одиннадцать лет Гарри был умнее, чем стал к сорока? В тринадцать – смелее? В пятнадцать – если не красноречивее, то более искренним? Что же с ним стало? Как он стал человеком, который стоит, смотрит и слушает, как Волан-де-Морт убивает его родителей? Рациональности ради? За что авторы так с ним поступили?
    Гермиона Грейнджер. Министр магии? Никогда не замечала, чтобы её интересовала такая ерунда, как номинальная власть… При её-то жажде знаний – определяющей её черте! – застрять в Министерстве магии! Даже принимая во внимание то, что её волновали вопросы защиты домовых эльфов и нечистокровных магов, это выглядит так, будто она отказалась от самого сильного своего стремления – саморазвития, ради того, чтобы улучшить магическое общество, но читая «Гарри Поттер и Проклятое дитя», я что-то не заметила результатов её трудов… Где же та мудрая, открытая навстречу знаниям, сильная духом девушка, которую я знала прежде?
    Рон Уизли. Он забавлял, но… он словно стал заменой Фреду Уизли. С одной стороны, магазин «Всевозможные волшебные вредилки» - это здорово, но неужели Рон не заслужил своей собственной судьбы? То, чего он с детства боялся – остаться в тени старших братьев, - всё-таки произошло. Он словно сдался… Ведь он всегда был немного обидчивым, а теперь, получается, готов сам ставить себя в смешное положение на забаву другим. Если раньше мне казалось, что рядом с Гарри и Гермионой Рон, наоборот, ценил себя больше, то в этой книге они словно бы давят на него своим авторитетом, как будто им удобнее, чтобы он оставался тем несерьёзным, малозначительным персонажем, которым он и предстал… Жаль. Неужели так теперь и выглядит их большая дружба?
    Я могла бы ещё долго перечислять персонажей, просто отошедших в тень или изменившихся ради этой книги до неузнаваемости, но остановлюсь.
    Перейду к третьей причине, почему не хочу верить в, так сказать, достоверность этой истории. Сюжет и новые персонажи, на которых он построен.
    На одном из интернет-ресурсов я как-то прочитала, что «писательница заявила, что после смерти Вольдеморта мир стал гораздо более светлым, а люди – более счастливыми». Честно говоря, не заметила. Малфой отбивается от обвинений, что, дескать, сын его вовсе даже и не его, а Волан-де-Морта, Роза Уизли-Грейнджер окатывает презрением только за то, что ты из Слизерина, да и сам Гарри Поттер запрещает своему сыну общаться с сыном Малфоя. Что и говорить, светлый, благополучный мир! Всё справделиво. Но ладно. Оставим в стороне Джеймса и Лили Поттер, а также Хьюго Уизли-Грейнджер, поскольку они остались за бортом повествования. Остаются главные виновники событий, описанных в книге.
    Альбус Северус Поттер. Всем известно выражение: природа отдыхает на детях знаменитостей. От этого-то стереотипа и страдает Альбус. Честно говоря, разочаровывает. Сначала Роулинг предлагает нам главного героя – ребёнка, на которого каких только ярлыков не понавешано: и Мальчик-Который-Выжил, и Избранный, и Бог весть что ещё (Наследник Слизерина, самый юный Ловец, самый юный участник Турнира Трех Волшебников). И он действительно достойно реагирует на всю эту мишуру, не забывая, что он просто Гарри, Гарри Поттер, который никогда не гнался за славой, тем более такой… А теперь главный герой – его сын, который не находит ничего лучше, чем прицепиться к общественному мнению, и страдать, что, мол, от него слишком много ждут… То, что он попал на Слизерин, никак не объясняется, а ведь на Слизерин попадают не только Крэббы и Гойлы, но и такие как Снейп: умные, одарённые, гордецы и честолюбцы. И что теперь думать? Гордость, правда, Альбуса Северуса заела, это видно, но в остальном… Если уж бунтуешь, то бунтуй красиво! А получилось как-то жалко и коряво. Персонаж, к сожалению, не нашёл отклика в сердце. Но стоит ли этому удивляться?
    Скорпиус Малфой. Ещё менее выразителен, чем Альбус, но более приятен. В какой-то степени даже романтичен. Но если бедовый Альбус запоминается хотя бы благодаря раздражению, которое он порой вызывает, то Скорпиуса почему-то даже трудно представить внешне. Он, по идее, должен отвечать за мозговую составляющую их с Поттером дуэта, но безуспешно: он податлив, и слишком дорожит их дружбой, чтобы всерьёз возражать Альбусу. Один раз он всё же выговаривает ему, но очень быстро прощает и всё возвращается на круги своя. Ещё раз – непонятно, почему он попал на Слизерин? Потому что того требовал сценарий?
    Дельфи. Совершенно картонная. Высосанная из пальца от начала до конца. По сравнению с глубоко проработанным образом Тома Реддла – просто насмешка какая-то. Воспринимается скорее как Беллатриса Лестрейндж – безумной, одержимой, только, в отличие от Беллатрисы, почти не пугает, и местами даже выглядит жалкой.
    Про сюжет не имеет смысла говорить. На такой небольшой объём текста – большей частью разговоры (бедные и малоинформативные диалоги), действие зациклилось на одном и том же, и всё казалось таким неуместным, бессмысленным и сумбурным, что не хотелось уже ничего анализировать, а только дочитать до конца.
    Подытожу: я отказываюсь воспринимать это как полноценное продолжение книг о Гарри Поттере. Чьё бы имя не стояло под этим названием: «Гарри Поттер и Проклятое дитя».
    Тем не менее, отчасти я благодарна книге за то, что у меня появился повод воскресить в своей памяти эту историю, одну из самых любимых.
    Поэтому, честно скажу, оценку поставила pro memoria.

    12
    111