Рецензия на книгу
99 франков
Фредерик Бегбедер
Аноним18 августа 2016 г.3230 знаков о контркультуре
В этой заметке хотелось бы остановиться на впечатлениях от прочтения двух книг популярного французского писателя Фредерика Бегбедера: 1) «99 франков»; 2) «Я верую — Я тоже нет!».
Следует сказать, что они отлично дополняют друг друга, вопросы, которые остались недосказанными в «99 франков», нашли свое отражение в «Я верую — Я тоже нет!». В совокупности они позволяют наиболее полно понять мировоззрение автора и его мотивы.
Для западной литературы подобного рода книги, в которых критикуется те или иные отрицательные стороны капитализма, не новинка (можно назвать «Бойцовский клуб» Ч. Паланика, «Поколение Икс» Дугласа Коупленда, «Хлеб с Ветчиной» Ч. Буковски и т.д.). Существование подобных книг свидетельствует не о том, что капиталистические страны демократичные и свободные, а о том, что критика недостаточна и непоследовательна, поскольку не затрагивает фундаментальных основ капиталистического устройства.
Главный недостаток указанных авторов в том, что верно отразив в книге ужасы существующей реальности, они не предлагают уничтожить корень проблем, а замыкаются в частностях, предлагая подретушировать тот или иной недостаток, зачастую просто склоняясь к анархизму. Именно это мы и находим у Бегбедера. Он сам пишет об этом:
Я по-своему критиковал капитализм и вовсе от этого не отрекаюсь. Думаю, что эта система исповедует религию денег, которая заменяет Бога товарами, комфортом, наслаждением и т. п. Это превращение всего на свете в товар, приватизация природы.
и в то же время:
Вынужден признать: мне нравится система, которую я критикую, именно потому, что она позволяет себя критиковать. Для меня свобода и демократия – главное.
В сущности, верно показав современный капитализм как новый и более цивилизованный вид угнетения («Это первая в истории система господства человека над человеком, против которой бессильна даже свобода. Более того, она – эта система – сделала из свободы свое оружие, и это самая гениальная ее находка»), он, тем не менее, констатировал в конце «99 франков»: «современному миру нет альтернативы».Подобные взгляды стали распространятся после окончания Холодной войны и крушения СССР. Было объявлено, что капитализм одержал окончательную победу и наступил фактически «конец истории». Многие, в том числе и Бегбедер, попали в идеологическую ловушку: большинство его дальнейших ошибок проистекает из признания, что капиталистической форме отношений нет альтернативы.
Например, он пишет:
Я по-прежнему большой анархист, а именно: я – за легализацию легких наркотиков, отнюдь не против проституции – это неоспоримое явление реальности, существующее с самого начала человеческого бытия. Лучше попытаемся ее упорядочить, раз уж невозможно от нее избавиться.Говоря, что проституция существует с самого начала человеческого бытия, пусть попробует представить проституцию в первобытнообщинном обществе, где отсутствовали частная собственность и товарно-денежные, а ведь этот период доисторического существования длился десятки тысяч лет. Только с возникновением частной собственности и товарно-денежных отношений стала возможна продажа своего тела в качестве товара. Соответственно стоит только выбить эту подпорку капиталистического общества, и это явление навсегда уйдет в прошлое.
Радайкин Егор
382