Рецензия на книгу
Убить пересмешника...
Харпер Ли
zzzloba16 августа 2016 г.Веселый 20 век подарил литературе множество интересных тем для осмысления, но самыми главными из них, безусловно, являются две мировые войны. Тема войны и ее истоков неизбежно затрагивается в творчестве большинства писателей века, кричащих на страницах своих произведений о памяти, или, наоборот, безуспешно пытающихся все забыть. Мир сдвинулся с места, по выражению Стивена Кинга, и в этом "сдвинувшемся" мире нужно научиться жить заново. Нужно вырвать с корнем все предрассудки и лицемерные отношения, которые приводят к войне, нужно научиться снова любить людей, независимо от их возраста, положения, нации и цвета кожи. "Убить пересмешника" - это книга о двух поколениях, одному из которых нужно было найти смелость, чтобы жить вопреки мнению большинства, а второму усвоить эти недетские принципы в детском возрасте.
Аттикус Финч не просто хороший отец, он абсолютный идеал отца. Он знает ответы на все вопросы, он умеет загладить любые конфликты, и, несмотря на то, что он сам невысокого мнения о своих родительских талантах, он умеет научить этому своих детей. "Папа может, папа может все, что угодно", - могли бы спеть Джин Луиза и Джим, когда Аттикус метким выстрелом из винтовки уложил бешеную собаку. Чем дальше, тем больше он представляется как герой детской сказки, который способен в одиночку сразиться со всем вселенским злом. И хотя от количества очевидных "правильностей", которые изрекает Аттикус по ходу романа, становится немного скучно, но все же ему удается воспитать в детях лучшие качества: доброту, честность и терпимость. Не только в своих детях, но, будем надеяться, и в тех, для кого эта книга написана.
Есть у человека нечто такое, что не подчиняется большинству, - это его совесть.
Особую интонацию придает роману повествование от лица ребенка, Джин Луизы, или Глазастика, как ласково ее прозвали в русском переводе. Мир ребенка всегда привлекателен, потому что это мир свободы, фантазии, игры, честности и непосредственности. Хотя, нужно заметить, что в романе многие персонажи идеализированы, в том числе и дети (от иллюзии того, что из детей вышли бы лучшие присяжные заседатели, на что намекается в одной из сцен, можно навсегда избавиться, прочитав "Повелителя мух" Голдинга). Иногда в повествование врывается голос взрослой женщины, как будто вспоминающей детали событий тех дней, но все же чаще мы слышим Глазастика. Ее чистый, незамутненный нелепыми предрассудками взгляд замечает все глупости взрослого мира. Ведь если у взрослых нормальным считается унижать и помыкать неграми, то почему тогда они называют плохим Гитлера? Почему по отдельности каждый человек добрый, но стоит ему оказаться в толпе, как он тут же превращается в животное? И почему взрослые так любят устанавливать правила, хотя их школа и суд давно превратились в фарс? Отец научит ее терпимости, причем не слепой религиозной терпимости в духе "подставляй щеки пока бьют", а вполне осознанной. Постепенно Глазастик научится находить ответы, главный из которых "почти все люди на самом деле хорошие". Но таким как страшила Рэдли лучше держатся от этих хороших людей подальше.
Именно появление страшилы Рэдли является кульминацией всего романа. Долгие годы он жил взаперти в своем доме и в глазах людей превратился во что-то бесчеловечное, почти мифическое, пугающее своей неправильностью. Никто даже не пытался его понять, не пытался воспринимать его как живого человека. Именно так выглядело отношение большей части населения штата Алабама к неграм. Вот только неправильный Рэдли дал детям нечто большее, чем весь правильный штат Алабама.
Страшила был наш сосед. Он подарил нам две куколки из мыла, сломанные часы с цепочкой, два пенни на счастье - и еще он подарил нам жизнь.
Роман написан довольно простым языком, в нем нет каких-то невероятных стилистических приемов и захватывающего сюжета. Весь сюжет по сути заключается в борьбе идеальной семьи Финчей с невежеством, грубостью и насилием. Но в нем есть тысяча мелких мудростей жизни, из которых вырастает фундаментальная книга о взрослении. И о двух поколениях, одному из которых предстояло вопреки всему воспитать в детях человеколюбие, а второму окончательно изменить мир, "сдвинувшийся с места".
11128