Рецензия на книгу
Винни-Пух и все-все-все
Алан Милн
Аноним16 августа 2016 г.Если честно, у меня такое ощущение, что в детстве я не читал «Винни-Пуха», ограничившись лишь классическими советскими мультфильмами и диснеевским сериалом. Хотя кое-какие сомнения все же гложут меня, где-то глубоко сидит узнавание эпизодов про экспедицию к Северному полюсу (и открытие Восточного), и потоп в конце первого сборника как-то сильно знаком…
Но тем интереснее, давайте посмотрим на книгу так, будто видим ее впервые. У меня есть большое, красивое и неудобное для чтения в метро издание с рисунками Шепарда, милое и аутентичное. Но оно и в портфель не залезет, так что по большей части я читал электронные версии, первую повесть с рисунками автора образов советского мультфильма Эдуарда Назарова, вторую с рисунками великого Чижикова. Все в переводе-пересказе Заходера, конечно. Включив вторую часть и обнаружив там (созданного каким-то переводчиком) Хрюку вместо Пятачка, я тут же удалил этот файл и пошел искать Заходера. Иного не дано.
Милн написал две повести про игрушки своего сына. Они достаточно велики, чтобы отразить вполне заметное развитие героев. И для того, чтобы их мир слегка поменялся. Если в начале истории достаточно просты, порой даже подчеркнуто просты (как раз те, что перекочевали в советские мультфильмы), то потом автор добавил меланхолии и мизантропии (за это отвечает Иа), а также страдания Очень Маленького Существа (Пятачок, ясное дело). Надо сказать, что диснеевский мульт, пусть и с вымышленным сюжетом, растянутый на заметное число серий, гораздо ближе в образах к книге.
Основная линия, пусть и пунктирная, это взаимоотношения Пуха и Кристофера Робина. По крайней мере, в первом сборнике. Потом стало заметно больше Иа. Что-то влекло автора к меланхолии, вероятно.
В самом конце Милн пришел к такой чувствительности, которую, пожалуй, достигал только Снусмумрик у Янссон. Сцена прощания зверей-игрушек с подросшим мальчиком… Хороша она.
Но главное – это уютный, насыщенный и предсказуемый мир Леса, в котором так приятно жить. Если ты, конечно, не какой-то из Родственников и Знакомых Кролика или не Пятачок.
Если позволите вернуться к художникам, Шепард наиболее симбиотичен тексту. Его рисунки – просто часть повествования. Рисунки Назарова, пусть и содержат образы, столь схожие с великими образами мультфильмов, потеряли очарование в книжном варианте. Нет той легкой небрежности, которая была фирменным знаком в фильмах, а прорисовка а-ля газетная карикатура не делает их лучше.
Настоящим открытиям для меня стали рисунки Чижикова. Они очень хороши. Пусть образы самих героев схожи с мультом (собственно, сам Винни очень напоминает). Но умение Чижикова строить пейзаж! Его угол зрения! Как странно, что, кажется, Пуха с его иллюстрациями не переиздавали с 2002 года.
Эх, как же Пух простодушен и романтичен. Отличное сочетание.
672,9K