Рецензия на книгу
Fahrenheit 451
Ray Bradbury
Beatrice_Belial15 августа 2016 г.Я видела это во сне,
Как цветы умирают в огне,
Пепла лёгкого лепестки
Распадаются на куски.Пепелинки, пепельный снег
Тёплый воздух уносит вверх.
Только так долетают до рая,
До легчайшего пепла сгорая.( «Пепел» Fleur)
Все мы живем в бесконечной безысходности современного мира, где огромные мониторы заменяют нам не только близких и друзей, но и наши собственные сердца; где вроде бы доступно все, но почти все находится под запретом; где можно найти любую книгу в пару кликов, но тех книг, которые достойны прочтения не пишут уже несколько десятилетий. Люди современного мира не сгорают в ярком пламени своих жизней, они медленно тлеют, превращаются в пепел и растворяются в бурных потоках нескончаемого информационного контента. Души их подобны болотам, сердца погасшим кострам, а разум слепому охотнику, который гонится за несуществующей добычей. Наш мир в полной мере созвучен cо вселенной «451 градуса по Фаренгейту», с той лишь разницей, что у нас книг не сжигают, с ними поступают куда коварнее.
Перед нами не антиутопия, а скорее, философская притча. Глубокая, содержательная, наполненная метафорами, трогательная и запоминающаяся история о сердцах горящих и потухших, о мире живом и мертвом, о поисках истины и ее же утрате. Восприятие произведения, на удивление, спокойное и размеренное (лично у меня), по крайней мере, в сравнении с другими образчиками жанра. Нет ни резких всплесков негативных эмоций, ни особой жалости к героям. Скорее, смотришь на все это, как на часть чего-то уже обыденного и почти привычного. Довольно любопытный эффект.
Часть 1. Очаг и саламандра.
Эта часть показывает читателю осознание главным героем его собственного невежества. И дело тут не в книгах, конечно. Просто, на фоне такой молоденькой Клариссы, Монтэг осознает, насколько он (в свои 30 лет) глуп , жалок и ограничен. Осознает, что ничего не знает о мире, о людях, о себе, осознает, что до встречи с этой девушкой он и не жил вовсе. Хотя, конечно, у него бывали короткие проблески мозговой деятельности (когда он воровал книги и потом прятал их у себя дома), но это была лишь капля в море, а теперь его словно бросили в это самое море. Но плавать то Монтэг не умеет, только барахтается, захлебываясь в собственной глупости.Этот герой- типичный человек, который вроде бы многое знает о мире или стремится понять ( даже книжки читает), но вот только это понимание оказывается недоступным для него. Он потерян в океане безысходности, всеми покинут (в интеллектуальном смысле) и хватается за последнюю соломинку (луч света в темном царстве) Клариссу. Эта сюжетная линия в каком-то смысле созвучна с любовью главного героя романа Замятина «Мы». Интересно, что вот такие (запертые в тюрьмах ужасающего общества и собственной ограниченности) герои ищут спасения и истину через любовь, посредством познания мира с помощью идеологии своих возлюбленных.
Часть 2. Сито и песок.
В этой части поднимается одна из основных тем книги - проблема восприятия знаний и истины. Недостаточно просто читать книги, ведь многие из них ничем не лучше тупых шоу на ТВ. Но, недостаточно и просто читать даже действительно хорошие книги. Потому, что прочитать- не значит понять, а понять - не значит использовать себе на благо. С книгами все гораздо сложнее. Часто складывается впечатление, что многие «читатели» читают, но ничего не понимают. Они видят лишь то, что лежит на поверхности, а истинный смысл книги, ее подлинная ценность от них ускользают. И чему же эти великие книги их научили? Что изменили в них самих и в их жизнях? Ничего. Как песок сквозь сито. Вот почему в наше время книги не сжигают. Зачем? Ведь они безопасны. Сегодня издают в основном ширпотреб, современная литература – одна большая помойка. А ведь читают в наше время преимущественно современную литературу (сужу по множеству знакомых, которые считают себя людьми читающими). Но, даже если говорить о классике, о действительно хороших книгах, мы убедимся в том, что и они приносят современному читателю не слишком много пользы. Тут важно отметить, что я имею в виду вовсе не какую-то конкретную (практическую так сказать) пользу, а получение знаний и идей, необходимых для полноценного формирования индивидуального взгляда на мир. Люди забывают о том, что найти дверь недостаточно для того, чтобы войти в комнату. Для этого нужен еще и ключ, а дверь, между тем, всегда закрыта.Часть 3. Огонь горит ярко.
Мне подумалось, что смысл этой части сводится к необходимости осознания защиты своих идей и индивидуальности от воздействия окружающих (общества, родных, друзей, кого угодно). Защите своего духовного и интеллектуального мира от грабителей, от тех, кто хочет войти без стука и … если бы забрать и похитить, на самом деле- просто изгадить, запачкать копотью своих потухших умов и душ. Поделишься вот так с толпой, а она же тебя предаст и покарает, потому что возненавидит за твое знание. Вот в чем была главная ошибка Монтэга. Книги тут, конечно, лишь атрибутика. Роман, по сути, не о них, а об истине и о значении истины в жизни людей. О том, почему важно знать правду и как это может повлиять на твою жизнь.19220