Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дом с мезонином. Рассказы и повести

Антон Чехов

  • Аватар пользователя
    alexsik15 августа 2016 г.

    «Верочка», 3/5
    Конечно, как почти все рассказы Чехова, этот рассказ тоже о любви. Точно, о недолюбви, так как любовью эту взаимность, никуда не ведущую, язык не поворачивается. И не в первый раз в рассказе Чехов активную роль отдает девушке, а пассивную, созерцательную, участвующую в процессе, в отношениях, в химических реакциях между героями, отдает герою, признавая как бы просто факт его присутствия.

    «Дорогие уроки», 4/5
    Воротов, человек, нуждающийся в уроках иностранных языков, берет уроки у молодой обаятельной француженки. Настолько обаятельной, что ей даже не нужно его ничему учить, чем она, разумеется, и пользуется.

    «Красавицы», 3/5
    Это только две встречи нашего героя с девушками, которых сложно назвать красавицами в общепринятом смысле; просто в них что-то есть, что-то в общем, что делает каждую черточку их лица и облика такой выдающейся в целом. И при этом они кардинально отличаются друг от друга. Одна – молодая армяночка, другая – просто случайная пассажирка поезда, в котором едет главный герои. И обе эти красавицы в разрез с их непохожим внешним обликом, связываются в одно воспоминание.

    «Жена», 3/5
    История одного бездушного человека – в целом приятного, воспитанного, обходительного, но, увы, бездушного. Вот отсутствует в нем что-то очень важное, по мнению окружающих. Что-то, что можно назвать душой. И жена, любимая, уважаемая им жена, тяготиться отсутствием этой души, и тяжесть эту не может снять ни с него, ни даже с себя. Так и живут, на разных этажах общего дома, все равно, что в разных мирах, которые друг с другом не соприкасаются. А помогает им в их проблемах чужая беда – голод. А как помогает? Читайте в рассказе.

    «Страх», 3/5
    Еще одна семья, еще одна семья несчастная. Сколько таких семей, запутавшихся в себе? Великое множество. Но тут речь о семье со стороны друга мужа, который общается хорошо с женой друга и который к жене друга порой испытывает порой не самые дружеские чувства. Ах, жизнь! Эх, Чехов, Антон Павлович! И как вам удается в коротком рассказе о страхе просто взять и перевернуть институт одного брака с ног на голову? Хотя, конечно, не перевернуть. Всколыхнуть однажды и оставить. Вместе со страхом, который никуда не девается ни до, ни после, ни во время бури.

    «Попрыгунья», 3/5
    Как много рассказов Чехова о несчастных семейных парах! И как много в этих рассказов если не отчаяния в чистом виде, то отчаянной грусти, становящейся безысходностью. В «Попрыгунье» мы знакомимся со счастливой семейной парой так непохожих друг на друга людей: творческой женой, которая рисует, обустраивает квартиру, играет, поет, и мужем, который всего лишь доктор и ценить его будто бы незачем. Трагедия разворачивается как раз на этом сравнении, что всегда не в пользу мужа – он только врач, искусства не понимает, интересов жены и круга ее общения не разделяет и поэтому для этого круга будто не существует. Какова человеческая жизнь! И зачем только мы пытаемся всех людей подогнать по д определенные рамки, непонятно. Жизнь все расставит на свои места, но зачастую сделает это поздно, так, что останется только сожалеть об уже произошедшем.

    «Черный монах», 4/5
    Красивое и спокойное течение рассказа, в котором запахи лета соединяются с запахами любимого сада, нарушается не легендой о черном монахе, которую внезапно вспоминает главный герой, но тем, что он сам сознает и все вокруг говорят ему, что он – вовсе не то, за кого себя принимает. В этом рассказе нет правых, нет виноватых, все представляются жертвами и страдают не по собственной вине. И выхода из ситуации, получается, нет. Хотя, чем сумасшествие – не выход?

    «Супруга», 4/5
    Все было бы в рассказе очень смешно, если бы это был анекдот, взятый не из жизни. А вот когда такой анекдот взят из жизни, смешно уже не становится. Становится мерзко. Вот прямолинейный, простой, без изысков человек женится на взбалмошной, капризной, пошлой и молодой девушке. И начинаются трудности: и погулять мы на стороне хотим, и мужа видеть не хотим, а развода не хотим, потому что там, где муж, там и деньги. Печальная ситуация, хотя и комичная в безысходности.

    «Ариадна», 4/5
    Рассказы с исповедью одного случайного человека перед другим случайным человеком должны уже давно занять отдельную нишу рассказов. «Ариадна» начинается с возвышенных размышлений о том, как русские мужчины поэтично изображают всех женщин возвышенными, лишенными недостатков существами. А заканчивается «Ариадна» тем, что образ этот неизменно развеивается жизнью и бытом, и женщина из любимой превращается в нелюбимую, раздражает своими манерами, угнетает своими привычками, разоряет своим образом жизни. Весьма искренняя исповедь несчастного, ни во что не верящего и во всем разочаровавшегося человека.
    Исповедь разочарованного жизнью, любовью и женщинами человека, да еще находящегося в неродной стране и скучающего по Родине. И исповедь кому? Случайному попутчику. Типичная ситуация, в которой Чехову есть, где развернуться. Разворачивается от стандарта. Красивая бедная девушка с большими запросами на титулованного мужа. Главный герой, который девушку любит, но знает, что она не отвечает ему взаимностью, а он не отвечает всем ее стандартам. И тот, кто не отвечает ни ее стандартам, ни влюблен в нее, да еще и женат, имеет четверых детей и постоянно просит в долг. История их любовного треугольника начинается в России, затем продолжается в Италии, где стадия романа красивой аристократки и некрасивого бедного мещанина уже в самом разгаре. Главный герой пока уверен, что ничего между ними нет и тешит себя надеждой, но отдыхать ему в праздности и богатстве с ними совсем не нравится. Из них троих сорит деньгами только главный герой, да и приехал он сюда по приглашению своей возлюбленной для того лишь, чтобы кормить своими деньгами их непомерный аппетит. А уж они шикуют, не могут не шиковать! Но когда их роман становится очевидным и для героя, он отказывается их содержать, хотя и дает последнюю требуемую сумму в долг и отбывает на родину, на которой зима и работа. Жизнь, правда, ничему его не учит. Едва получив от нее просьбу о помощи, он возвращается в Италию, где она осталась уже одна, оплачивает все ее долги, становится ее любовником – спасибо, что не мужем. Конечно, обаяние ее пропадает после того, как она раскрывается ему во всех своих ипостасях женщины. Как женщина она спит, есть, лжет и веселиться. На такую жизнь нужны деньги, которые имеют свойство заканчиваться. Герой просит отца заложить имение, затем заложить его повторно и все деньги спускает на ее развлечения. И лишь затем он начинает охлаждаться к ней, почти доведя или уже доведя себя до полного разорения. Но в результате они вместе возвращаются в Россию, хотя оба друг другу опротивели. Странные люди, странные!

    «Дом с мезонином», 4/5
    Очень красивая и грустная история, старая, как мир. Один молодой человек, известный художник. Две сестры. Старшая – Лида – не разделяет и осуждает его праздность. Младшая – Женя – просто восхищается и им, и жизнью, которую он ведет. Конечно, художник влюбляется в одну из них. Конечно, их счастье (хотя счастье ли в действительности?) никогда не воплотиться в жизнь.

    «О любви», 4/5
    Очередная исповедь, исповедь музыкальная, о взаимной любви, которая не имела ни начала, ни продолжения. Любовь, о которой думали оба, но так и не поддались в силу разных причин: от неравного замужества до всякого рода неудобств. Ах, если бы мы любили столько, сколько говорим о любви! Но такому, наверное, никогда не бывать.

    «Ионыч», 3/5
    История не любви, а какой-то пародии на любовь. Есть молодой человек, земской врач, который влюблен в девушку, мечтающую стать артисткой. Он влюблен, конечно, но не так, чтобы сильно. Она не влюблена; он ей симпатичен. Она готовит себя для сцены, для другой жизни. И все заканчивается чем? Ничем толковым.

    «Душечка», 4/5
    О жизненном пути одной очень милой девушки, которая жить не может без сердечной привязанности. Хотя, жить, конечно, может, но жизнь ее тогда просто лишена смысла, суждения ее лишены мнения, а сама она лишена всего, что делает ее душечкой.

    «Дама с собачкой», 4/5
    Типичная история о мимолетном романе в исполнении Чехова приобретает новые краски, свою собственную музыкальность. Вроде бы обычный такой человек, немолодой, но обаятельный, женившийся рано не по любви. И женщина, замужняя, из провинциальной глубинки, заскучавшая на минеральных водах. И их роман – и оба тяготятся им, и оба подозревают, что он на короткое время. Однако, жизнь внесет свои коррективы.

    «Невеста», 4/5
    Такая вот странная история о двух совершенно разных людях. Жизнь девушки, невесты, которая тяготиться будущим замужеством, меняется в одночасье под влиянием болезненного родственника, который всегда, каждый год, говорит одно и тоже. Однако, вода камень точит, и перед тем, как совершить одну из самых своих страшных ошибок, девушка все же решается на авантюру.

    0
    154