Рецензия на книгу
Harry Potter and the Cursed Child
J. K. Rowling, John Tiffany, Jack Thorne
Аноним13 августа 2016 г.Гарри Поттер и Проклятый фанфик
Знаете то ощущение, когда что-то плохое сделал другой - герой фильма, знакомый, мимопроходящий, - а стыдно тебе? Вот именно так я себя чувствовала во время чтения пьесы "Гарри Поттер и Проклятое Дитя". И до сих пор не могу успокоиться.
Я не летала от счастья, что выйдет новая книга. Почему? Потому что история в рамках описания Роулинг - закончилась. Да, было много недосказанностей, много моментов, которые нам приходилось додумывать самим, но это и было главным козырем. Каждый мог придумать то будущее, которое хотел для своих любимых героев. В мире, где больше нет Волдеморта, где есть светлое будущее...
Но тут нам подсовывают фанфик - очень плохой фанфик, - и весь сказочный мир рушится. И я не могу понять маму Ро: как автор, который полжизни положил на эту историю, который создал каждого героя, каждую сюжетную линию, мог так обойтись со своим ребёнком, со своей историей?!
Во-первых, пьеса. Да, возможно в рамках постановки всё выглядит понятнее и гармоничней, но издавать пьесу явно не стоило. Столько всего теряется, обрывается... Новые герои, повзрослевшие Золотое трио, Джинни, Драко - мы видим только образы, размытые образы. А эти вечные "строчка-строчка-прошёл год"? Нам просто дали канву, пару "важных" моментов, которые спровоцировали конфликт и стали толчком к развитию сюжета. Но ведь кроме канвы было много всего другого, нужного, чтобы понять героев! Одно невовремя услышанное слово может изменить весь ход событий, а мы тут года пропускаем.
Сюжет... сюжет словно собран из всех самых ужасных фанфиков. Дочь Волдеморта? Рождённая Беллой? В поместье Малфоев? Почему тогда столько лет никто о ней не знал? Драко ослеп и оглох на время этих 9 месяцев? И вообще, как она смогла так поднатаскаться в Темной магии? Где она скрывалась столько лет, что шрам у Гарри не болел, а ту внезапно... И при всём при этом, великая дочь Волдеморта, очень сильная колдунья, ведёт себя как идиотичная малолетка. То она может летать, то внезапно её смог связать мимопробегающий Диггори. А эти мольбы о том, чтобы ей стёрли память?! Она больше напоминает девочку с травмой, одержимую навязчивой идеей. Но никак не наследницу великого отца.
Альбус и Скорпиус какие-то никакие. Вот абсолютно. Единственное, Скорпиус немного располагает к себе, когда пытается всё спасти в одиночку. Он абсолютно не похож на отца в этом возрасте, хотя... Кроме глупых и пафосных разговоров с Альбусом мы почти ничего не видим и не знаем о нём. Альбус даже отталкивает своей упёртостью и тупизмом. Ну правда, ребята, вам не по пять лет, чтобы не понимать. что изменив хоть секунду в прошлом, всё будущее полотно перепишется! Спасти Седрика и вернуться в тот же самый мир? Это Нереально. И, попытавшись один раз, вернувшись в перекроенный мир, они почему-то не пытаются вернуть всё, как раньше, они ещё больше ломают реальность. Почему бы и да!
Мир Волдеморта ужасает своей неправдоподобностью. Амбридж вдруг перестала быть раздражающей жабой, Скорпиус - царь скорпионов (что, блин?), Снейп прямо со страниц не лучших любовных историй про него и Грейнджер. (Я знаю, что я говорю, я сама такие писала). Это не тот Снейп, который семь книжек внушал отвращение и в то же время обожание. Это какой-то сентиментальный со всем соглашающийся мужик.
Раскаявшийся Драко и его признание, что он завидовал. Странная Геромиона, которая не только куда-то спрятала свой блестящий ум, но ещё и ведёт себя порой как полная стерва. Рон. который, как оказалось, пьяным женился на Грейнджер, которого стыдятся и жена и дочь, который ест кашу прямо на полу в кабинете Министра... Разве это Рон?! Про Гарри, который пусть и в параллельной реальности, позволяет себе кричать на МакГонагалл, который становится тираном похуже дурслей, который никогда не сражается один (с)... Так и хочется воскликнуть как герой знаменитого советского фильма: "Слушайте, я не узнаю вас в гриме! Кто Вы такой?"А старые приёмы? Маховик времени. которых внезапно два, которые всесильны и появляются в самый нужный момент. Оборотное зелье, чтобы троим героям попасть в Министерство Магии. У меня одной вопросы, когда они успели его сварить? Откуда нужные волосы? Почему нет никакой защиты от такого трюка, когда сама Министр Магии так же проникала сюда? А закрыть дверь Алохоморой?! И эта ужасная сцена поцелуем Альбуса/Рона с Гермионой? Это была настолько идиотская сцена в целом, что хотелось спросить, здоровы ли все эти люди!
Наверное, красиво выглядели бы сцены того, как дементоры высасывают жизнь из Рона, Грейнджер и Снейпа - они были чуть сильнее по накалу, чем вся остальная ересь. И общая сцена, где все смотрят на роковые события в ночь всех святых... Но насколько бездушным автором нужно быть, чтобы позволить Гарри после всего, что он прошёл, пережил, после всей той вины, что его гнетёт, позволить наблюдать за тем, как убивают его родителей. Хотелось кричать на этой сцене - настолько бесчеловечно.
Возможно, если покопаться, в этой пьесе есть и смысл и мораль. И про конфликт отцов и детей, и про то, что прошлое не изменить, и про принятие себя, и что один момент, иногда, решает всю судьбу... Но всё это так не похоже на нашу любимую сказку, все эти нестыковки и штампы (Рон-дурак, Скорпиус влюбляется в Роуз, главные герои могут учиться только ан Гриффиндоре и Слизерине и т.д.) портят всё. Эта пьеса - словно пощёчина всем фанатам Гарри Поттера.
Видимо, бабло побеждает не только зло, но и здравый смысл. И любовь к грандиознейшей истории, даже если ты сама её придумала.Хочется сделать вид, что это очередной плохой фанфик.
И никакого продолжения не было.20141