Рецензия на книгу
13-й апостол. Маяковский. Трагедия-буфф в шести действиях
Дмитрий Быков
Аноним10 августа 2016 г.Если бы меня спросили лет пять назад, кого бы я отметила среди поэтов первой четверти прошлого века, среди них не было бы Маяковского. Он был для меня слишком эгоистичен, и любой его вызывающий пассаж не находил во мне никакого отклика. Хотя,казалось бы, такой дерзкий литературный герой должен быть очень близок юному, лет 16-18, читателю. Но со временем мое отношение к нему поменялось. Я увидела его большую ненужность и одиночество. А после прочтения книги Д. Л. Быкова все будто встало на свои места.
Само построение книги как пьесы мне показалось очень удачным - помимо того, что это служит своего рода наглядным доказательством одного из важных тезисов, выдвинутых в этой книге, такая структура выглядит как продолжение драматической линии творчества В. В. Маяковского. И раз об этом зашел разговор, о драматической части творчества хотелось бы прочесть больше, но может ею было пожертвовано ради других более важных моментов.
Здорово, что в книге очень мало внимания уделено общим местам разговора о поэте: и так слишком много сказано о Лиле Юрьевне чтобы писать об их отношениях подробно. Зато о других его “любовях” и “любятах” я узнала здесь впервые. Да и об отношениях с современниками тоже. Именно эти главы мне показались наиболее интересными в книге. Во первых, выбор этих самых современников довольно интересный (правда, только для тех, кто незнаком с лекциями Дмитрия Львовича). Во-вторых, благодаря таким введениям новых лиц сложилась картина всего времени, в котором жил Маяковский.
Самого Быкова здесь видно очень мало, если брать в расчет масштаб книги. Да, тут сделано много неожиданных выводов и даже создано несколько “вариаций на тему” развития некоторых событий, но не могу сказать, что автор затмил своего героя. Наоборот, о Маяковском сложилась очень полная картина: чем, с кем и как он жил. Все, что я знала до этого, в большинстве это то, что рассказывалось в школе и на лекциях в университете, не отвечало на главный вопрос: а что, собственно, с ним случилось? Тут наконец виден человек и поэт, а не икона социализма.
Если меня сейчас спросят, могу ли я назвать Маяковского любимым поэтом, я скорее отвечу “да”, потому что он стал мне понятен. И во многом благодаря этой книге.
5416