Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Harry Potter and the Cursed Child

J. K. Rowling, John Tiffany, Jack Thorne

  • Аватар пользователя
    Аноним10 августа 2016 г.

    А я ведь знала, что так и должно произойти. С того самого момента, как 5 лет назад закрыла последнюю книгу о мальчике-который-выжил. Знала, что серия книг о Гарри Поттере, вопреки здравому смыслу, найдет свое продолжение, и, когда это случится, будет представлять собой одно большое "ШТОЗА....ЯТОЛЬКОЧТОПРОЧИТАЛА". Нет, тень надежды на здравомыслие тети Ро конечно же мелькала, ведь все мы склонны верить в лучшее, даже если оно крайне маловероятно. И нет, безусловно всему виной отнюдь не алчность Роулинг, денег у нее и так предостаточно. Всему виной банальное авторское тщеславие, желание вновь погреться в лучах всенародного обожания и почета, а также надежда на преданных фанатов, готовых схавать любую ересь из под пера и из уст любимой писательницы.

    Сейчас, ознакомившись с... хм, "продолжением", я могу сделать вывод, что все те мелкие косяки, наличествующие в творчестве Джоан Роулинг (во всяком случае творчестве, вращающемся вокруг серии ГП, другие книги пока не читала и не могу судить), по большей части являются следствием одного большого недостатка - недостатка уважения. Хотя даже не так - переизбытка НЕуважения. Из всех воспеваемых в ГП ценностей, при наличии крайне сомнительных и противоречивых, отсутствует абсолютно бесспорная - уважение. Неуважение к другу, приятелю, союзнику, коллеге, однофакультетнику, представителю другого факультета, наставнику, сопернику, врагу. Неуважение к правилам, установленным, причем, самим нарушителем и/или защищаемым им. Неуважение к личным границам другого человека. Это и прочее неохваченное, что присутствует в книгах в той или иной степени, демонстрируется героями и вполне вписано в общую структуру нравственной базы, провозглашаемой Джоан Роулинг. Впрочем, меня занесло, рецензия то, все же, не о предыдущих книгах, к тому же серии я поставила свои заслуженные 5 баллов. За мир, с которым ну очень не хочется расставаться. За героев (хоть и немногих), которые вызывают чувства, несравнимые к чувствам ни к одному персонажу других книг, да что там книг, даже к людям из реальной жизни в какой-то степени. За жизненные уроки, которые, пусть и методом "от противного", серьезно повлияли на мое мировоззрение. Так, все, стоп, вернусь к тому, для чего я вообще упомянула предыдущие семь книг. Уважение.

    Джоан Роулинг особо не отстает от своих героев в проявлении неуважения. Она не уважает своих поклонников. Совсем. Вспомните ее обвинение фанатов в расизме из-за недоумения по поводу Гермионы-афроамериканки в одноименном оцениваемой книге спектакле. Расизм то и правда исходил от некоторых людей, и автор имел право на это указать, обозначая свою гражданскую позицию. И все бы ничего, если бы не то, КАК Роулинг это сделала и В ЧЕМ увидела расизм. По ее же собственному утверждению, она ИЗНАЧАЛЬНО, то есть С ПЕРВОЙ ЖЕ КНИГИ, задумывала героиню черной (да ладно), а вот читатели, такие идиоты и расисты, не поняли этого, т.к. всегда представляют персонажа былым, если нет прямого указания на расу. О моментах из книг, в которых лицо Гермионы краснело, бледнело и совершало иные, вовсе не характерные для негроидной расы, цветоизменения, тетя Ро благополучно забыла.

    Вообще, большинство ее действий после выхода седьмой книги можно охарактеризовать как подбрасывание поклонникам обглоданных косточек, словно псам. Роулинг дает интервью, в которых излагает "факты", которые противоречат фактам из книг, интервью в которых пытается объяснить ляпы, плодя еще больше ляпов, дает какие-то новые толкования поступкам героев, при этом судит их, оценивает (неуважение к персонажам, опять же). Чего стоил только ее недавний выс... недавнее высказывание, что в финальной битве слизеринцы ушли лишь с целью, внимание(!), привести подмогу. Видимо, чтобы подмога перекрошила их родителей, не иначе.

    Ну и, наконец, самая большая и сытная кость - Гарри Поттер и проклятое дитя. Продолжение Гарри Поттера в соавторстве с Джеком Торном и Джоном Тиффани. И тут то выясняется, что Джоан Роулинг готова поступиться даже уважением к волшебному миру, кропотливо созданному ей самой и нашедшему множество мест в сердцах ее читателей.

    Дальше...

    Честно говоря, по степени издевательства над вселенной ГП данное творение превосходит весьма обширный пласт низкокачественного фанфикшена. Что уж говорить о повествующих о новом поколении факфиках среднего качества, каждый из которых, по сути - гораздо более качественное продолжение Гарри Поттера.

    К сожалению характеры большинства полюбившихся героев с легкой руки мамы Ро в книге (пьесе) исковерканы до невообразимой степени. Гарри, Гермиона, Рон, Северус, Драко, что с вами? Я вас не узнаю. Сюжет вращается вокруг альтернативной реальности, достигнутой посредством знакомого по третьей книге маховика времени, который, на этот раз, работает по другому принципу. Протагонисты, среди которых внезапно Драко Малфой (привет, фансервис), стремятся вернуть все на круги своя. Для общего блага, да.

    Ну а вообще, не понятно, что хотят сказать авторы. Что "пусть все будет, как было, а не как стало, ведь мы уже привыкли к тому, что было"? Проявляется еще одна грань неуважения - неуважение к человеческой жизни. К жизни тех, кто жив в альтернативной реальности, но мертв в каноничной. Северус Снейп, например, будучи живым и здоровым в альтернативной, помогает вернуть реальность, в которой мертв. Накой, спрашивается, ...? Каким идиотом нужно быть? При этом фигурирует диалог, в котором Скорпиус ему говорит, что он погиб храбро. Но если исходить из того, что он и правда погиб в сцене, описанной в "Дарах смерти", то что в этом храброго? Храбро было бы отбиваться и, или спастись, или погибнуть в бою. Но не стоять, бездействуя. При том, что Снейп, на протяжении семи книг был представлен как более чем храбрый герой. Даже Джеймс Поттер, и тот перед Волдемортом не стоял как истукан, а выскочил навстречу [смерти], чтобы предоставить своей жене еще целую одну секунду на спасение себя и их общего ребенка.

    Но самое сочное во всем этом то, как Снейп снова погиб - он пожертвовал собой, и его, блин, убили дементоры. Ну, помимо того, что это явно не та смерть, которую здравомыслящий человек предпочтет, наряду с другими вариантами окончания жизни, стоит заметить еще то, что сам то Гарри, помнится, вполне справился с ними, учась на только лишь пятом курсе.

    Не, ну я понимаю, Джоан, что у Вас был злой преподаватель по химии, требующий выполненного домашнего задания и дисциплины на уроках, и Вы, таким образом, через Снейпа, ему мстите, и после семи неудачных попыток у Вас это наконец выходит, но пора бы уже причесать свои детские обидки, м?

    Или что, это попытка показать, что на самом деле он очень положительный и хороший и храбрый и благородный и рано, вообще, в Хогвартсе распределяют на факультеты (с) Дамблдор, а то б не в поганый Слизерин попал, а в чудесный Гриффиндор, славный храбрецами и Мародерами?

    А финальная сцена, в которой наши доблестные герои (включая Драко, как ты мог, я тебя не особо любила, но это уж слишком) нападают на "проклятое дитя" - Дельфинию, дочь Волдеморта и Баллатрикс (очередной фансервис). Наезд, достойный отдельного руководства по психологическому насилию.

    Не буду ничего говорить о стиле написания, т.к. не владею английским в достаточной степени, а фанатские переводы отдельных частей не дают возможности для подобной оценки. Может, конечно, написано талантливо (скорее всего нет), но существующих косяков, если это так, это нисколько не исправит.

    Так что, Джоан, дно еще не достигнуто, но Вы на правильном пути!

    Мда, отзыв получился весьма драматичным, но, как говорится, НАКИПЕЛО.

    42
    640