Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Where'd You Go, Bernadette

Maria Semple

  • Аватар пользователя
    Аноним8 августа 2016 г.
    "Мы все сумасшедшие. Все зависит от того, кто кого запер в клетке" Рэй Брэбрери

    Мне повезло - я купила книгу без обещаний детектива, триллера или кровавой семейной саги с неожиданной развязкой, где мать оказывается сестрой сына, дядя - потерянным в младенчестве семейным стоматологом, а экономка Роза - кровавым демиургом. Книга была в одном из списков справочника Книга как лекарство. Скорая литературная помощь от А до Я Эллы Берту и Сьюзен Элдеркин. И это, скажу я вам, случай, когда 600 рублей оказались выгодным вложением на годы - ведь прочитать за 12 месяцев все, что предлагают предприимчивые американки, заработавшие на чужом труде, совершенно невозможно. "Куда ты пропала, Бернадетт" входит в десятку книгу, читать которые следует "в периоды крайнего уныния". То есть, по определению, это должно быть либо что-то смешное, либо вдохновляющие, либо и то и другое вместе.
    Книга Марии Семпл - кстати, вторая, кстати, успешного голливудского сценариста - полуэпистолярный мэш-ап со сценами жизни провинциальных домохозяек, чередующих викодин с выпечкой пирогов, внутренностями компании Microsoft, с их глубоко законспирированными чудиками-сотрудниками, крепко завуалированным восхищением Канадой и небольшими экскурсами в жизнь пингвинов. Последнее книгу и спасло - кто ж не любит пингвинов?
    Начавшись, как забавная история из жизни неординарной семьи, променявшей Город Ангелов на родину Кобейна, роман к середине с треском проваливается в уничижительную категорию "женских" - не тех, про нефритовые стержни, где рыцарь на коне спасет рыжеволосую баронессу из враждующей семью, а где "муж, сволочь, скотина, бросил с дитями на руках ради про..." - прошу прощения, увлекалась. Если первая часть радует хлесткими высказываниями главной героини, ее нестандартными поступками и хрупкой социальной незащищенностью, то о второй невольно начинаешь возмущаться поведению мужа, готового при виде первой же юбке с платочком для сопелек в кармане, сдать жену в психиатрическую лечебницу.
    Но в части третьей понимаешь. что роман - не об этом. Не о семье, где на погонный метр по гению, поражающих окружение своими поступками (и это, к слову, не вполне так: Би и Элджи в СВОЕ окружение вписываются вполне). Не о потере себя и даже не о том, как один единственный узколобый чурбан может сломать хрупкое равновесие чужой жизни.
    "Куда ты пропала, Бернадетт?" - о всеобъемлющем неравенстве. Не социальном - хотя и это тоже, а более глубоком, на уровне подкорки отличии детишек из обеспеченных семей, прошедших огонь, воду и закрытые пансионы, и раскрывших свою гениальность в тепличных условиях, и всех остальных, этой "утонченности" лишившихся. И вся симпатия к неординарной Бернадетт пропадает под уничижением к жалкой клуше Су-Линь, лишенной воздушности, изящества и возможности купить завод очков. Конечно, мы не можем симпатизировать 40-летней китаянке, умудрившейся к своим годам забыть о святом слове "контрацепция", но и ищущей (и таки нашедшей) себя депрессирующей архитекторше к концу романа тоже не хочется.
    Спасает логико-моральный разрыв между завязкой и окончанием лишь стиль - легкий, свободный, будто роман написан на коленке за уикенд и читать его приятно за чашечкой кофе, не вставая с постели, а это, на фоне огромных кип псевдоинтеллектуальной макулатуры, наводнившей книжный рынок, ой как важно.

    13
    263