Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Черный обелиск

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Rishik528 августа 2016 г.

    Вот поторопилась, поторопилась я на сей раз взять с полки очередное произведение Ремарка. Не случилось еще наката той, особой волны, поэтому читала я дольше обычного и местами буквально продиралась через текст. Однако это не значит, что роман мне не понравился: напротив, он очень сильный, очень пугающе-жизненный в рамках своей эпохи – страшно до безумия осознавать что вот так день за днем ДЕЙСТВИТЕЛЬНО жили люди – и очень философский. Самый, наверное, философский из всех романов, что я читала у Ремарка. Отсюда частично и продирание сквозь текст: требовалось тщательно осмыслить и пропустить через себя неустанное путешествие мысли, затрагивающее аспект за аспектом. Смысл жизни, природа любви, значение религии – все это смешивалось в сумасшедшем водовороте сменяющих друг друга рассуждений, полярно разных строчка за строчкой, искусно высеченных в слова в такой узнаваемой авторской манере. Собственно в этом плане Ремарк остается верен себе: пишет не только пронзительно, сильно и метко, но еще и безумно красиво. На таких моментах, как: «лилово-пепельный дождь сумерек уже затопляет улицы» или «уходящий свет все разгорается, густеют его малиновые и золотые оттенки, исчезают синие тени лесов, деревья становятся черными, а небо над нами – яблочно-зеленое и полно розовыми парусами облаков» я просто гипнотически растворялась. Потрясающее образное мышление у человека. Пожалуй именно к этой книге я бы и вовсе рискнула целиком и полностью подобрать тот самый эпитет, «красивая». Она невесомо-красива в витающих в ней каких-то полупризрачных на вкус идеях, мыслях, неподвластных границам одного только мира и носящихся по Галактикам и Вселенным, в сотканных хрустальными фразами образах… Конечно, всему этому немало поспособствовал конкретно персонаж Изабеллы. Именно через нее ты как читатель задумываешься о том, сколько же на свете разных правд, сколько углов у истины - да и существует ли вообще такое понятие в принципе? Что бы эта женщина ни говорила, о чем б ни думала – это сразу цепляет внимание и находит внутри какой-то отклик, заставляя осторожно пригубливать каждую идею и невольно примерять на нее ярлык имеющей права на жизнь. Сидишь потом и думаешь, а стоит ли называть душевный недуг болезнью? Как знать, вдруг это на самом деле лишь дар – тяжелейший дар, напрочь стирающий с тайн мироздания все оковы неизвестного и позволяющий, заставляющий заглядывать своего носителя туда, куда не можем мы? Это бремя и страдание, это непонятость «нормальными» представителями рода человеческого, но возможно и ключ к чему-то, чего этим представителям порой столь не хватает… Словом, персонаж Изабеллы наверное не очень явно и не очень зримо, но главный в романе. Задающий ему, как пусковой механизм, атмосферу. Тем не менее остальные образы – и мужские и женские – тоже прописаны великолепно. Каждый на своем месте, каждый обладает индивидуальностью, каждый неотъемлемая деталь в общем паззле романа. А всякий раз, когда упоминается возраст главного героя – 25 лет - возникает чувство глухой печали. Потому что постоянно забываешь об этом: кажется, что этому человеку не может быть меньше сорока. Ан нет – юный парень, но как иначе, если уже в столь молодом возрасте ты потрепан войной и страшной жизнью в Германии двадцатых годов, если ежесекундная практически инфляция подобна тянущему тебя на дно бурному шторму, заставляющему барахтаться в своих темных затхлых водах, если счастливое детство погребено в руинах прошлого и память о нормальной жизни подобна странному смутному сну о том, чего никогда не было? Как всегда в случае с основным мужским героем Ремарка возникало ощущение, что пишет автор о бродящем по земле трупе, который внутренне давно уже мертв и ничто и никогда не в состоянии будет это изменить. Страшно. Горько. Печально. И непоправимо. Финал в очередной раз терпко-опустошающий, будто проходишься по выжженной траве, отчаянно желая счастья в жизнях полюбившихся людей и вместе с тем понимая, что оно невозможно и что столько судеб были тогда загублены на годы вперед…

    Достойнейшее и бессмертное напоминание об ужаснейшей эпохе – Ремарк в чистом своем виде – вот что есть этот роман.
    Пять с плюсом.

    4
    61