Рецензия на книгу
Исчезнувшая
Гиллиан Флинн
Meta4 августа 2016 г.Овца в волчьей шкуре
Единственным сюжетным событием, о котором я знала приступая к прослушиванию данной книги, было исчезновение главной героини (на что деликатно намекает уже название). И все же автору не удалось меня обмануть, я очень быстро поняла, кто же тут на самом деле дергает за ниточки. А это смерть для подобных историй. Вокруг интриги в «Исчезнувшей», как и в «Осиной фабрике» Иэна Бэнкса или «Острове проклятых» Денниса Лихэйна, следовало бы ходить кругами, безуспешно пытаясь разгрызть этот орешек то с одной, то с другой стороны, а после раскрытия всех тайн лишь удивляться вороху деталей, намеков и подсказок, щедро рассыпанных по всему тексту и до поры остававшихся совершенно незамеченными. Я же только скучала, все более укрепляясь в собственной догадке. Спасибо и на том, что эта тягомотина длилась лишь до половины книги. Во второй части карты наконец-то раскрываются, игра в кошки-мышки переходит в активную фазу, и дальнейшее становится немного интереснее. Однако ближе к финалу события становятся все более нарочитыми, а самый конец так и вовсе искусственным.
Действующие лица так же не блещут. Главный герой, Ник Данн, безлик и невыразителен на столько, на сколько это вообще возможно. А вот в его благоверной, Эми Эллиот-Данн, нет ничего человеческого. Она представляет из себя жуткий конструкт, созданный именно таким исключительно для продвижения романа в намеченном русле. Профессии для заглавных персонажей подобраны не самым удачным образом. Неужели оба супруга столь плохи в журналистике, что не смогли найти другое место для трудоустройства в Нью-Йорке? Более нетривиальное занятие выглядело бы уместнее. Так же смущают постоянные упоминания о схожести с родителями. Герои так удивляются, осознавая собственное сродство с близкими, будто им идет пятнадцатый год, а не четвертый десяток. Психологизм здесь на уровне ниже плинтуса, а уж заверения Ника и Эми, что они не смогут быть ни с кем другим ощутимо начинают отдавать сладкой ватой и сахарным сиропчиком. Прочие персонажи выписаны постольку-поскольку и являются сплошь сюжетными подпорками. Выстраиваемые козни и интриги считаются умными исключительно действующими лицами и самим автором. Все хитрые планы страдают изрядным количеством пунктов, отданных на откуп чистой случайности, а целый ряд слабых мест просто замалчивается. Например, вариант с самоубийством с самого начала выглядел совершенно бесперспективным, а возможное присутствие одного из персонажей в людном месте в день Х и вовсе сводит все усилия по его очернению на нет. Да и современная криминалистика обладает куда большими способностями, чем это хочет показать писательница. В целом весь сюжет шит белыми нитками и перманентно отдает дешевыми детективами, кои столь часто поминаются всуе.
Идейная начинка присутствует, однако так же не впечатляет. Обильные неолуддистские и антимодернистские отступления вызывают лишь раздражение. Жуткая псевдофеменистская волынка вообще выходит за грань. Разве что обличение готовности общества видеть лишь ожидаемое, а не реальное действительно достойно воплощено. Но самое главное, «Исчезнувшая» оказалась вовсе не триллером, и даже не детективом, под которые столь старательно рядится, а банальным любовным романом. Да, вывернутым наизнанку. Да, со знаком минус. Но, тем не менее, именно им. Только с этой точки зрения концовка не оставляет героев сидящими на бочке с порохом, а сюжет выглядит логичным и законченным. Сам по себе замысел показать банальную историю страданий и тягостей милойдобройвсетерпящейняшигероини с теневой стороны весьма интересен, однако неестественность и топорность при воплощении сводит на нет всю оригинальность задуманного. Язык книги не отличается особым изяществом, а по началу автор и вовсе пытается выпрыгнуть из штанов, постоянно вставляя какие-нибудь необычные (читай «корявые») обороты или метафоры. Опросники и загадки могли бы стать хорошими и оригинальными дополнениями текста, если бы ими не злоупотребляли столь отчаянно. Повествование от первого лица так же не в кассу. Стили изложения что Ника, что Эми ничем не отличаются друг от друга, в добавок еще и перегружены несвойственными для такого типа речи отступлениями.
И, наконец, самым большим минусом для меня стало огромное количество отрицательных эмоций, несомых этим сочинением. Неприязнь, отвращение, ожесточенность, враждебность, злорадство... В какой-то момент я даже подумала, что автор пытается так сублимировать собственные детские обидки. Периодически эта история заставляла меня непроизвольно кривиться, а после и вовсе захотелось пойти и помыться. Единственным светлым моментом оказалось лишь безупречное исполнение Сергея Кирсанова, однако это уже совершенно не заслуга Гиллиан Флинн. Тем не менее, экранизацию я все же планирую посмотреть, при должной доработке из этого заурядного произведения можно сделать настоящую конфетку.
779