Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бремя страстей

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    Аноним4 августа 2016 г.

    Роман, как жизнь

    I. Предыстория.
    Долгое время большой томик стоял на книжной полке в моей комнате, и каждый раз, проходя мимо, я скользил по его переплету и задумывался, когда же я начну его читать. Что-то меня смущало в ней, а скорее во мне. Мне казалось, что я слишком мал для прочтения этого романа, и что лучше подождать дальше, но книга продолжала меня смущать, поэтому я в один день собрался, взял томик, закрылся один в комнате и с каким-то предопределенным восхищением и чувством покорности перед величием романа. Я не сомневался, что роман мне понравится, но я не ожидал, что эта книга станет не просто хорошим чтением, но пищей для серьезного рассуждения.
    II. Смысл названия.
    Название "Бремя страстей человеческих" сразу отдает чем-то серьезным и философским, а во время прочтения романа открывается истинный смысл данного словосочетания. Английское название "Of Human Bondage" было переведено именно так, хотя я был перевел его, как "Рабство человеческой сущности", потому что именно это и является главным, хотя и бремя страстей близко к данному словосочетанию. Человек состоит из своих порывов, мечтаний, чувств, и чаще всего он поступает необдуманно, доверяясь им, и не предугадывая, к чему это может привести. Разум (как говорилось в книге) является просто фиксатором факта и критикует уже после. Мы подчиняемся своей сущности и не можем от нее отказаться, поэтому мы и не свободны в каком-то метафорическом смысле. Мы не можем отказаться от этого бремени, но можем им управлять, что в конце романа на мой взгляд и показал главный герой.
    III. Сюжет (полно спойлеров, поэтому не стоит читать тем, кто не прочитал роман).
    Филип Кэри (к его фамилии я очень часто почему-то добавлял еще "де", поэтому получалось как-то по-французски - де Кэри) - главный герой романа, с которым себя я ассоциировал весь роман. Нам предстает его жизнь: с детства до зрелого возраста - и это представлено так откровенно и искренне, что ты не сомневаешься в реальности данного персонажа, а переживания главного героя становятся твоими переживаниями. Его жизнь была разнообразна: то он учился в Королевской школе, и как хотел его дядя, собирался связать жизнь с религией, то потом он отправился в Германию, то потом в Лондон, затем в Париж, далее опять в Лондон, где и заканчивается описание его жизни. Кем-то только ему не хотелось быть, вернее, в каких-то только профессиях он себя не опробовал: и бухгалтер, и ученик по живописи, и работник в магазине (но это было вызвано нуждой), а в конце концов он стал врачом. И по прошествии романа его философия, его характер менялись в виду обстоятельств: в начале романа, когда он учится в школе, он становится замкнутым, ввиду издевательств его одноклассников по поводу хроматы, после он отправляется в Германию, где встречается с Хейуордом, в каком-то смысле перевернувшим его мир: он обладал удивительными познаниями и в литературе и в искусстве, но его напыщенная поэтическая сущность пугала Филипа. Именно в Германии Кэри освобождается от веры в Бога, и как ему кажется, обретает свободу. Потом он возвращается к дядюшке, где заводит роман с миссис Уилкинсон, не потому что он ее любит, а потому что ему хочется попробовать, что такое любовь. Он пишет Хейуорду и представляет ее молодой богиней, и понимает, что слова так далеки от действительности. Он уезжает в Лондон, пробует себя в бухгалтерском деле, но понимает, что это абсолютно не его, но ему кажется, что у него есть настоящий талант к живописи, поэтому он отправляется в Париж, где начинает обучаться, а также знакомится с новыми людьми: Лоусон, Клаттон, Кроншоу, Фанни Прайс (о трех последних я расскажу отдельно), но поняв, что он является посредственностью в этом деле он возвращается в Лондон, где уже встречается с той, кто изменит всю его жизнь - Милдред. Он встречает ее в ресторане, и она так сухо к нему относится, а точнее язвительно, что ему хочется разозлить ее, насолить: он намеренно подсаживается к ней за столик, просит посидеть с ним, пытается даже, добиться того, чтобы она ревновала, намеренно кокетничая с другими официантками, но ее это не трогает. Филип понимает, что влюбляется в нее, и от этого спасения ему не найти. Он начинает ухаживать за ней, дарить подарки, водить по мюзик-холлам (глупым и пошлым, как сама Милдред), целует ее, обнимает, но понимает, что она его не любит. В итоге она исчезает из его жизни, потому что решает связать свою жизнь с Миллером, немцом, что богаче Филипа и во много раз. Несколько недель Филип страдает, потому что его сердце разбито, но он знакомится с приятной, умной девушкой Норой Несбитт, что пишет бульварные романы только для своего заработка. Она любит Филипа, и долгое время он счастлив с ней, как никогда. Но в его жизнь опять врывается Милдред, теперь уже не одна, а с ребенком. Он прощает ей все и продолжает любить, как ни в чем не бывало, как и ее дочку. Он знакомит ее со своим другом Гриффитсом (расскажу позднее), и в итоге та влюбляется в бабского угодника, и умоляет Филипа дать им деньги на путешествии, в которое она планировала отправиться с Кэри. Филип соглашается даже на это, но после он уже больше не встречает ее, а с Гриффитсом разрывает все отношения. Через некоторое время он опять ее встречает, но теперь он не чувствует к ней абсолютно ничего, в отличие от нее самой, которая поняла, насколько он ей важен и нужен, но она ничего уже не может поделать, так как он ее разлюбил. Она разрушает его квартиру, разрезает вещи, а после исчезает, и опять не на всегда. А в это время Филип разоряется на бирже и наступают его самые страшные минуты жизни: ему приходится сбежать с квартиры, спать в парках, недоедать, попросту голодать. На помощь ему придет семья Торпа Ательни, его бывшего пациента, который помогает ему устроиться в мануфактурный магазин, где тот и работает. Далее герой получает наследство дядюшки и у него появляется возможность закончить медицинский университет. После он начинает встречаться с дочерью главного героя, а после остается с ней, отказываясь от своих мечтаний.
    IV. Герои.
    Перед тем, как приступить к описанию главных героев, хотелось сказать, что талант, а точнее гений Моэма в том, что его персонажи не только реальны, а абсолютно живы: их собственные характеры, такие явные, их манеры, их философия, их жизнь - ты не сомневаешься, что такие люди существовали. Абсолютные индивидуальности, а не просто типы, живые, настоящие люди, которые смотрят на тебя со страниц романа.
    a) Филип Кэри - он не кажется удивительным или особенным, он - такой же человек, как и все мы, но он увлекается чтением, копанием в себе, а также самой жизнью. Он,как и любой молодой человек, отдается своим порывам, да, благо у него есть возможность поступать так, как ему хочется. Захотел поехал туда, захотел изменил то, чем занимаешься.
    Его чувства к Милдред понятны мне, а от этого еще больнее ощущаешь их. Я также был готов отдать все, чтобы человек был около меня, радовался даже тому, как мой любимый человек улыбается мне. Я также, как и Филип, вижу отрицательные черты характера: глупость, человеческая ограниченность, вульгарность, но я попросту ничего не могу с этим поделать. Бремя этой страсти также мучает меня, как и главного героя. Я не могу отказаться от этого бремени, оно преследует меня.
    Безумно интересно наблюдать за тем, как главный герой меняет свою философию. Он отказывается от веры в Бога, и чувство свободы, которое оно ему придает просто удивительно. Он чувствует себя зрелым, взрослым и свободным для новых исследований. Потом он знакомится с Кроншоу, а точнее с его философией и настолько шокирован ею, что решает создать свою: "Следуй своим естественным склонностям, но помни о полицейском за углом". Потом, после событий связанных с Милдред, он констатирует, что разум просто наблюдает за фактом, но никакое участи в нем не принимает. После он понимает, что жизнь бессмысленна, что каждый волен складывать собственный узор жизни в единый ковер, и не только в обыденную форму: родится, выучится жениться, родить детей, умереть, - а во многие другие. Но в конце концов он отказывается и от этого, понимая, что и обычная жизнь может принести счастья, к чему он и стремится.
    b) Милдред - можно сказать главная виновница всех страданий Филипа. Признаюсь, честно, за всю мою читательскую практику более ужасной женщины, стервы, сухой, холодной, глупой, вульгарной и так далее, я не встречал. Мне никогда не было ее жалко. Она, можно сказать, дитя воспитания: "Выходи замуж за богатого", последствия чего проявляются в ее жизни с Миллером. После утоление собственной страсти и ощущение тех же самых чувств, что у Филипа. После понимание ценности любящего тебя человека и непринятие того факта, что он разлюбил тебя. И в итоге всей жизни ее конченность, разложение морали и жизнь проститутки.
    c) Гриффитс - не знаю, почему, но мне сначала показалось, что он гомосексуалист и влюблен в Филипа (глава, когда он не отходил от постели больного Кэри) - самоуверенный красавец, разбиватель женских сердец, который влюбляется не на долго, на несколько дней.
    d) Кроншоу - поэт, философ, алкоголик, не отказывающийся от своих вредных привычек, но понимающий, что это вредит его здоровью. Его размышления по поводу того, что в основе всех наших действий есть утоление наслаждения была мне близка с самого начала. А загадка о персидском ковре, в котором скрывается смысл жизни, является важной для всех, не только для Филипа.
    e) Фанни Прайс - вот кого мне было жалко, так это ее. Самоуверенная, упертая, бедная, не умеющая выражать свои собственные чувства, а точнее боящаяся получить отрицательный ответ. Самозабвенно отдавшаяся живописи и уверенная в собственном таланте. Не просящая помощи у других, а значит гордая. Ее жизнь - просто удивительна трагична, и не могла меня не тронуть.
    f) Клаттон - наверное, самый близкий для меня герой романа. Всегда думающий о ожидаемом шедевре, но бающийся критики других людей. Отделенный, уверенный в собственной гениальности. Прячущийся от всего общества, но творящий у себя в комнате. Все время съедающий себя, критикующий, не поддающийся славе, и не просящий ее. Истинный битник в моем представлении.
    V. Заключение.
    Роман - истинная гениальность Сомерсета Моэма, с которой просто не поспоришь. Роман, который нужно разбирать по цитатам, и который нужно перечитывать не несколько раз, а всю жизнь. Близкий всем молодым людям, и в чем-то дающим им собственный урок. Вопрос по поводу того, сбросил ли Филип бремя страстей - очень спорен. На мой взгляд, это просто невозможно, но с этим нужно и можно мириться, только получиться ли это у тебя, читатель?

    9
    174