Рецензия на книгу
Harry Potter and the Cursed Child
J. K. Rowling, John Tiffany, Jack Thorne
Аноним3 августа 2016 г.Обнять и плакать (или чем занимаются проклятые дети)
А вот приятно снова испытать это чувство - у меня есть новый Поттер, и мир подождет. И то, что новый Поттер - совсем не такой, как раньше, придает остроты ощущениям. Кого удивишь такой новизной в мире непуганных фанфиков?
Правда, лично у меня в анамнезе только один прочитанный фанфик, но зато какой! "Гарри Поттер и методы рационального мышления" Юдковского основательно перепахал мне мозг, так что к этому новому Поттеру я приблизилась в полной когнитивной готовности. В ключевые моменты я откладывала текст и пыталась разгадать загадки или найти выход из ситуации сама. Действия взрослых персонажей анализировались с точки зрения их (не)рациональности. И общий мой вывод таков, что магический мир за два десятилетия после победы над Волдемортом прискорбно мало оптимизировался. Продолжая рефлексировать о силе любви и том, кто и в чем перед кем виноват, они явно выживают только потому, что нет серьезной угрозы.
[Spoiler alert]
Сюжет пьесы заигрывает со временем и несется по накатанным рельсам: сначала герои пытаются изменить что-то в прошлом, а потом, увидев последствия и сильно испугавшись, вернуть прошлому статус кво. Магические предметы и действия при этом, к сожалению, полностью подчинены нуждам пьесы - их использование и степень эффективности зависят лишь от того, кто с кем должен встретиться на сцене и какую трогательную речь произнести. И этих трогательных речей и диалогов - много, гораздо больше, чем можно вынести, не закатывая глаза. Градус сентиментальности местами зашкаливает: например, нам снова предлагают оплакать гибель родителей Гарри. И вообще текст скорее спекулирует на эмоциях и ситуациях из прошлого, нежели создает новые. И за рыдающий портрет Дамблдора хочется вообще кого-нибудь шарахнуть ступефаем.
О новом. К счастью, что-то новое все-таки есть: это юные Альбус Поттер и Скорпиус Малфой с их интересными отношениями между собой и со своими отцами, а также [huge spoiler alert] дочка Волдеморта. Вот это все вместе - и есть угроза современному миру магов: глупость первых и злобность второй. Понятно, что герои преодолеют свою глупость и отобьют чужую злобность. Злодеи, кстати, тоже ничему не учатся. Они продолжают вступать в словесные поединки вместо того, чтобы сразу кидаться Авадой Кедаврой. Ну, хоть без демонического хохота обошлось на этот раз. Ну ладно, и Авадой кинули. Но ведь не в главных героев, а так, в spare - лишнего персонажа. Расходного, так сказать. В будущем, видимо, начнут спасать и его.
С другой стороны, это все-таки сценарий для театра. Возможно, на сцене все это будет восприниматься иначе. Как знать, может, и трогательные сцены действительно что-то там затронут. Может, когда Альбус и Скорпиус в сотый раз будут обниматься, кто-то проникнется Величием Дружбы. Вот только плачущий портрет я видеть не хочу. Но в целом буду ждать возможности посмотреть постановку. К тому же, очень интересно, как будут играть актеры, особенно дети, как сценическими средствами изображается магия и как некоторые актеры исполняют несколько ролей - например, один и тот же актер играет Снейпа, Волдеморта и... дядю Вернона! Вот уж где чудеса!
Ах, да! И еще там есть новые заклинания. Например, эмансипаре. Где ты было раньше, эмансипаре, когда я водила квест по Поттеру собственного изготовления?
12264