Рецензия на книгу
Вокзал потерянных снов
Чайна Мьевиль
Аноним3 августа 2016 г.Должна признаться, я не читала стимпанк прежде. Была, конечно, "Ангелофрения" по мотивам альбома "Мельницы", но и книга вышла на троечку, и суть там была не в стимпанке. Поэтому, думаю, правильно, что настоящее знакомство у меня произошло именно на книге Мьевиля - потому что она являет собой квинтессенцию стимпанка как он есть.
Тот самый случай, когда стимпанк - не просто играет роль сеттинга, а является одной из движущих сил истории. Случись все, что случилось, в другом мире - события развивались бы совсем иначе.
И на самом деле мне не очень хочется писать о сюжете как таковом. Мьевиль пишет вполне в духе того, что описывает - в структуру повествования то и дело врывается хаос, уводя нас от главных героев на какие-то задворки, в кабинеты, в лаборатории, где происходят вещи, истинный смысл которых нам предстоит узнать через несколько сотен страниц. Одновременно он рушит все возможные каноны - первую часть книги не происходит ровным счетом ничего напряженного, опасного, загадочного. К ученому приходят за помощью, к его подруге обращается с заказом мафиози. За этими событиями нет подтекста, нет тайны - но именно они становятся катаклизмами в ужасающей цепочке, который приведет к хаосу.
В Нью-Кробюзоне люди более чем смертны. И не только люди. Это мир, в котором возможно все - в нем есть технологии, наука, магия, и в любом другом мире или жанре избыточность мешала бы развитию книги, здесь - является нормой. Мьевиль очень быстро приучает читателя к тому, что не стоит ждать возвышенного романтизма, героев, богов из машины. Да, что-то сродни всесильным сущностям здесь тоже есть - и они вовсе не всесильны, потому что таковы безжалостные законы стимпанка. Мир находится в упадке, и хрупкое равновесие может нарушиться в любой момент.
Мьевиль - мастер тягучих, засасывающих словно в трясину описаний. Он с радостью отдает им страницу, две, сколько потребуется. Мы осязаем Нью-Кробюзон, мы чувствуем его зловоние, мы не представляем, как можно жить и любить в этом городе - но вместе с тем мы находимся под гипнозом от того, насколько проработан автором этот мир. Мы врастаем в него так сильно, что в конце никак не можем поверить, что герои покидают его навсегда.
Ну те из них, кто остался в живых, разумеется. А на кону, между прочим, стояла судьба всего мира, ни много и ни мало. А спасителей у мира не было, поэтому пришлось действовать тем, кому пришлось.
Я рекомендую эту книгу всем - она уже классика стимпанка, она - само его воплощение. Канон и одновременно идеальное ему следование. Я слышала, что вторая книга даже лучше первой - и вы знаете, ничуть не удивлена. Чайна Мьевиль просто не оставляет места для того, что обычно кажется невозможным.4104