Рецензия на книгу
Ярмарка тщеславия
Уильям Теккерей
Аноним3 августа 2016 г."Не знаю, как вы, а я всегда была за Ребекку" (с)
Как-то раз сидели мы с моей подругой за чашкой чая и рассуждали о женской меркантильности, пытаясь прийти к какому-то однозначному выводу: порок это или естественное стремление женщин к амбициозным мужчинам? Подруга заявила, что она «все время была за Ребекку». Я заинтересовалась – о какой Ребекке идет речь? И впервые услышала о романе Теккерея «Ярмарка Тщеславия».
В центре романа судьба двух девушек - дочь спившегося художника и танцовщицы, целеустремленная, но беспринципная Ребекка Шарп хочет удачно выйти замуж и завоевать положение в обществе, очаровывая богатых холостяков. Её ближайшая подруга, добрая и скромная Эмилия Седли, влюблена в эгоистичного Джорджа Осборна и мечтает стать его женой. На протяжении девятисот страниц автор рисует «базар житейской суеты», характеризуя так современную ему Англию с прогнившим высшим светом, где в чести богатство, ханжество и лицемерие. Книга полна разнообразных портретов обывателей, типичных представителей общества, которых Теккерей высмеивает и жалеет, обличает и оправдывает, представляя широкую панораму людских пороков. Персонажей в романе огромное количество, действия разворачиваются на протяжении десятилетия (с исторической точки зрения – эпоха Наполеоновских войн, то есть примерно с 1813 по 1823 гг.). Я не вижу возможности, да и смысла пересказывать все события, произошедшие с героями, остановимся только на главных персонажах.
«Ярмарка Тщеславия» писалась в 1847 – 1848 годах, и эта граница, отделяющая в литературе эпоху романтизма от реализма, особенно ощущается в романе. Вроде бы, автор пытается наделить героев разными качествами – и положительными и отрицательными, но явно чувствуется, кто у автора в «любимчиках», а кто в «непутевых двоечниках». От этого герои порой совершают противоречивые, нелогичные действия. Так, Бекки автор старательно характеризует хитрой, расчетливой, лживой, себялюбивой и все в этом духе. Эдакий Макиавелли в юбке, ради своей цели идущий по головам. Но поступки, совершаемые Бекки, говорят о другом: вот она высмеивает глупого Джоза, ставит на место заносчивую богачку с дочерьми (к сожалению, не помню фамилии, а книги под рукой нет, имею в виду сцену с лошадьми в военном городке после битвы при Ватерлоо), автор несколько раз говорит, что она любит Родона, ну и наконец, финальная сцена – где Бекки открывает глаза Эмилии на «непогрешимость» ее Джорджа и фактически устраивает для подруги семейное счастье. Разве это примеры эгоистичности и лизоблюдства? Даже ее интрижка с бароном Стайном была затеяна, чтобы выбить Родону место губернатора. Да, возможно – но не факт! - она хотела от Родона таким образом избавиться, но что ей оставалось, учитывая, что Родон не делал совершенно ничего, чтобы содержать семью. Единственное, что показалось мне недостойным, так это холодное отношение Бекки к сыну, такому пофигизму, конечно, нет оправдания. Но тем не менее, «маленькая мисс Шарп» мне понравилась, и я искренне была «за нее».
В противовес Бекки, Эмилия – сплошь положительный персонаж, она ни в ком не видит ничего плохого, всему находит оправдание, а самоуничижительная любовь к Джорджу и сыну – ярчайший пример женского архетипа жертвенности: будь нежной и доброй и ты растопишь сердце самого жестокого монстра. Но нельзя забывать, что монстры любят не цветочки, а пожрать. Однако автор в финале подтверждает эту психологическую установку: Эмилия получает хэппи энд, ибо заслужила, а Бекки – жизнь, достойную интриганки и авантюристки, женщины сомнительной репутации, так и не выбившейся в высшее общество.
«Из всех пороков, унижающих личность человека, себялюбие самый гнусный и презренный» - пожалуй, этой цитатой можно обозначить основную идею, заложенную Теккереем в роман «Ярмарка Тщеславия». В середине XIX века не было психологов, внушающих людям, что «себя нужно любить» и «запомните: никто ничего никому не должен». «Должен!» – ответил бы этим шарлатанам автор шедевра мировой классики. Жена должна любить мужа, а муж – жену, родители должны идти на жертвы ради детей, друзья должны приходить на помощь, женщина должна быть мягкой и преданной родителям, мужу и детям, а мужчина – смелым и благородным. И разве на эти простые истины найдутся хоть сколько-нибудь весомые возражения?
Я однозначно рекомендую этот роман к прочтению – во-первых, это классика мировой литературы, во-вторых, автор поднимает вопросы, которые остаются животрепещущими в нашем циничном веке: где заканчивается стремление к достойной жизни и начинается холодный расчет? Как далеко следует заходить в слепой любви и самопожертвовании? Действительно ли цель оправдывает средства? Где грань между самолюбием и эгоизмом? Думаю, каждый вынесет из этой книги что-то для себя, найдет ответы, и разглядит собственное место на Ярмарке Тщеславия, а возможно, найдет оттуда выход.538