Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лестница лет

Энн Тайлер

  • Аватар пользователя
    aldanare2 августа 2016 г.

    История о неслучившейся жизни

    По этой книге сроду не догадаешься, что Энн Тайлер - уважаемая американская романистка с солидной библиографией, кучей бестселлеров и даже целой Пулитцеровской премией (кстати, странно, что премированный роман Breathing Lessons до сих пор не перевели). Дело даже не в том, что этот текст попытались - и местами успешно - угробить альтернативно одаренным переводом: переводчик свято верит, несмотря на контекст, что angina - это ангина (а не стенокардия), а Reverend - это имя собственное (Реверенд Меррилл, второстепенный персонаж, разумеется, священник). Просто это такой уютный, плюшевый, спокойный и благополучный роман с привкусом кленового сиропа - история таких же благополучных людей, про которых совершенно непонятно, чего им не хватает, кроме смысла жизни. История из жизни одноэтажной Америки (Балтимор и его окрестности), старой, традиционной, размеренной, с семейными ужинами на День Благодарения, подарками к Рождеству, пикниками на День города и прочими милыми штуками, повторяющимися из года в год и делающими жизнь размеренной - размеренно благополучной и... скучной до зевоты, пожалуй. Как из этого пряничного теста вылепить читабельный роман, да еще и семейную драму?

    Энн Тайлер - не Джонатан Франзен, но направленность и глубина взгляда у нее такая же: она изучает семью и брак, которые, являясь безусловной ценностью, все же не заменяют все остальные. Смысл жизни пресловутый или там самореализацию, будь она неладна. Поэтому она делает главной героиней романа Корделию (Делию) Гринстед - третью, младшую и любимую дочь короля Лира, простите, провинциального врача с обширной практикой. Проблема Делии в том, что она вышла замуж за ассистента своего отца, едва закончив школу, и с тех пор не знала другой работы, кроме возни с бумагами в приемной мужа, и другой жизни, кроме обслуживания мужа и троих детей. Плыть по течению размеренных лет получилось, увы, только до тех пор, пока дети не выросли и не дали понять - каждый по-своему - что мамочка им уже и не очень нужна, они как-нибудь сами. Мамочка к этому времени уже вовсю зачитывается эскапистскими любовными романчиками класса "Рабыни страсти", зачем-то заводит бессмысленный роман с соседом и время от времени думает о том, не женился ли ее муж на ней не по любви, а по расчету - с прицелом на практику и дом отца Делии...

    В общем-то, это роман не столько о кризисе среднего возраста, сколько о неслучившейся жизни. Ведомая бессознательным и безотчетным порывом, Делия уходит из семьи - пешком с пляжа - только для того, чтобы выстроить жизнь с нуля на новом месте, и сделать это самостоятельно, без папы, мужа и услужливых советчиц-сестер. И у нее даже почти получается - в маленьком городке, где все друг друга знают, - но проблема в том, что новая жизнь никак не отменила старую. И еще, наверное, в том, что убежать от себя невозможно.

    Финал романа мне поначалу показался странным и нелепым, обесценивающим все то, что сделала Делия за год вдали от дома (она, конечно, наломала дров, но это были ее собственные дрова). Но потом я сообразила, что ключ к пониманию книги - в ее названии: один из новых знакомых Делии, старик Нат, сравнивает движение по жизни с лестницей, по которой нужно обязательно подняться и упасть навсегда, чтобы другие заняли твое место. И пройти нужно каждую ступеньку лестницы, вернуться назад нельзя, и обмануть беспощадное время, сделав вид, что кучи прожитых лет не было, - тоже нельзя. Делия просто починила пару сломанных ступенек своей лестницы. Теперь ей предстоит двигаться дальше, помня о том, что за ней следуют ее дети - которым, даже взрослым, все-таки время от времени нужна мамочка.

    13
    249