Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тринадцатая сказка

Диана Сеттерфилд

  • Аватар пользователя
    -emrys-2 августа 2016 г.

    Жизнь – это компост

    Это одна из самых затянутых книг, которые я читала. На каждом шагу встречаются описания всего подряд: бытовых действий, пейзажей, помещений, чувств, мыслей. Традиционно это считается признаком мастерства автора, но, во-первых, во всём должна быть мера, а во-вторых, эти описания абсолютно пустые и не очень понятно, что именно выражающие. Если убрать их, ни смысл книги, ни атмосфера, ни тем более сюжет ничего не потеряют. Наглядный пример затянутости: Маргарет получает письмо от Виды Винтер с просьбой стать её биографом на первых же страницах, но, собственно, сама встреча происходит лишь на 10% книги. Все эти 10% представляют собой неубедительные графоманские излияния, по сути, ни о чём.

    Главная героиня сразу же начала раздражать. Маргарет занимается биографиями мёртвых писателей, её работы публикуются, ими интересуются различные учёные, но она пишет, что не является настоящим биографом – она лишь убогий любитель, которому до литературы, как до Китая. Это выглядит чистой воды кокетством и стремлением наглядно продемонстрировать недостижимую высоту собственных идеалов.

    Её любовь к чтению тоже выглядит несколько преувеличенной и выставленной напоказ. Маргарет практически в буквальном смысле занята только поглощением книг, даже сон и еда ей в тягость. Книги ещё никогда не разочаровывали её, читая, она гарантированно получает удовольствие (серьёзно? ни разу не попадалась плохая книга?). Удивительно, но при подобном нездоровом отношении к литературе, она не знакома с творчеством самой популярной в Англии писательницы. Автор поясняет, что Маргарет интересуется исключительно старыми книгами, но неужели ей было совсем неинтересно узнать, кто это, хотя бы просто пролистать её истории? Да, действительно неинтересно, ведь для главной героини принципиально, чтобы писатель был именно мёртвым. И такое тоже бывает.

    Детские рассуждения Маргарет раздражают тем, что они абсолютно не выглядят мыслями ребёнка. Девочка впервые осталась дома одна без присмотра взрослых (сколько ей лет? шесть? десять?), но уже точно знает всё о биологии, с лёгкостью размышляя о том, как из одной клетки получаются близнецы. Выяснив, что у неё когда-то была сестра-близнец, умершая при рождении, Маргарет становится зациклена на этом без видимой причины. Наверняка для ребёнка это может оказаться стрессом, особенно принимая во внимание поведение её матери, но всё-таки почему никто не сводил её к психологу? Если она грузилась проблемами с такого раннего возраста, родители могли бы как-то обратить на это внимание. Впрочем, её мать – депрессивный социофоб, и это тоже не повод лечиться.

    Одним словом, мы имеем гениальную и духовно богатую героиню с повадками хикикомори. Она живёт прошлым, красиво страдает, читает старинные книги, пьёт какао и думает о погибшей сестре, а в людях больше всего ценит хорошую библиотеку. Есть в этом что-то от образа стереотипной ТП. Также нам известно о том, что Маргарет толком не работает (в книжном магазине мало клиентов, поэтому все дела ей удаётся завершить ещё утром, после чего она весь день читает), не ест и не очень понятно, много ли спит, если полночи читает. Всё это создаёт образ физически слабого человека, который вряд ли способен много трудиться, однако, приехав в поместье Виды Винтер, Маргарет внезапно становится трудоголиком, день и ночь слушает и записывает (от руки!) истории, прерываясь только на сон. Опять же, это не очень правдоподобно. Другая странная деталь – Маргарет не владеет стенографией и не использует никакую звукозаписывающую технику, конспектируя истории Виды лишь ключевыми словами. Вечером она смотрит на эти ключевые слова и автоматически детально воспроизводит в голове весь длинный рассказ мисс Винтер, включая все мелкие подробности как самой истории, так и эмоционального состояния писательницы. Я понимаю, что у всех разная память, но всё-таки это уже немного напоминает фантастику, тем более что автор даже не выделяет это как особый талант. Да и чисто физически успеть за один вечер записать огромный рассказ от руки и сделать в нём пометки – это тоже, на мой взгляд, фантастика. Попробуйте с самого утра беспрерывно слушать и конспектировать запутанный рассказ, а потом на ночь глядя всё это детально изложить, записав от руки, и так несколько дней подряд. Это ведь надо быть монстром концентрации, быстродействия, работоспособности и таланта, а Маргарет позиционируется как депрессивная мечтательница… Ладно, возможно, это всё-таки правдоподобно.

    Вида Винтер, самая знаменитая английская писательница, показана ещё более идеализированным персонажем. Автор от души пытается сделать её яркой и загадочной, но все эти черты выглядят, скорее, искусственными и напускными, чем производящими сильное впечатление. Честно говоря, представления автора о том, как именно должен выглядеть талантливый и экстравагантный человек, кажутся очень уж стереотипными, да и вообще меня раздражает, когда персонажа делают идеализированным со всех сторон: якобы Вида Винтер ну такой гений, которого до неё мир вообще не видывал.

    Не понравилось и то, что писательница считает, что её жизнь закончилась ещё в ранней молодости до начала литературной карьеры, а творчество лишь помогает заполнить пустоту. Неужели? Если у неё такая глубокая депрессия, что она последние 50-60 лет вообще не понимает, зачем живёт, и считает, что жизнь – это компост (оставим эту гениальную фразу без комментариев), то откуда у неё силы и энтузиазм каждый год выпускать великолепный шедевр? А этот живой и бойкий характер? Я понимаю, что у всех всё бывает по-разному, но всё-таки создаётся впечатление, что Вида, если можно так сказать, слишком психически здорова для своей истории. Даже её тенденция постоянно обманывать и скрывать правду оказывается осознанным выбором, обусловленным творческими целями, у неё нет никакой потерянности в собственной лжи.

    Отдельно раздражало то, что у Виды якобы корявый почерк из-за того, что она пишет левой рукой. Умение писать левой рукой тренируется! Если человек всю жизнь пользуется только левой рукой, он в итоге будет владеть ей так же хорошо, как и правой. А если Вида Винтер за всю жизнь так и не научилась писать своей единственной здоровой рукой, то каким магическим образом она успевала выпускать по книге в год?

    Когда Вида Винтер начинает рассказывать историю своей семьи, начинает невольно хотеться вернуться к пафосным стенаниям Маргарет, ибо даже они интереснее всей этой притянутой за уши тягомотины, происходящей в фамильном поместье. У меня было ощущение, что я читаю какое-то занудство по школьной программе. И это не считая того, что все герои истории Виды неправдоподобные и схематичные, их мотивы и поступки часто объясняются примерно так: «Изабель была странной». Ровно настолько, насколько линия настоящего перенасыщена псевдодуховностью и всякого рода затянутыми ненужными описаниями всего подряд, линия прошлого суха и неатмосферна (но не кратка, нет!). Автор также пытается удивить нас садомазохизмом, инцестом, селф-хармом и прочими расстройствами психики и мрачными вещами, что, лично на мой вкус, никак не сочетается с началом книги и также является совсем не тем, чего я от неё ждала. Честно говоря, не вижу в этих вещах ничего готического или таинственного. Это обычное грязное бельё.

    Собственно, дочитать эту книгу до конца не в моих силах. Я ограничилась кратким пересказом сюжета на Википедии, который абсолютно не впечатлил. Понравился только конец, который, судя по всему, хотя бы трогателен, но ради него продираться через всю книгу никакого желания нет. Очень жаль, что первые страницы были такими загадочными и многообещающими, но в итоге они вылились вовсе не в мистическое и таинственное повествование, а в жизнеописание какой-то сбрендившей семейки и бесконечное перечисление мельчайших деталей интерьера садов и домов. Единственное, что мне понравилось, – идея писать биографии малоизвестных покойных писателей. Звучит как относительно спокойная и довольно интересная работа.

    Тем не менее мне очень любопытно узнать, на каком моменте книги начинает развиваться сюжет. Я сдалась на 20% процентах данного шедевра, и к этому моменту ещё НИЧЕГО не случилось. Сколько же надо ждать до начала событий? Если верить рецензиям и пересказам, там есть призраки, тайны и множество всего интересного. Когда же хотя бы что-то из этого появляется? На середине? Те, кто дочитал до конца, умоляю, расскажите!

    14
    56