Рецензия на книгу
Красное и черное
Стендаль
Аноним31 июля 2016 г.Красное и черное и серо-буро-малиновое в крапинку
Если охарактеризовать данный роман одним словом, то я выбрала бы "хаос". Хаос в сюжете, хаос в головах у героев, хаос в мыслях автора.
Признаюсь честно, эту повесть я всегда хотела прочесть, не зная ее сути, так сильно меня завораживало название - "Красное и черное", очень таинственное, олицетворяющее борьбу страсти и искренности с честолюбием и лицемерием... Вот хорошее мнение только о названии и осталось. Повесть о сыне плотника Жюльене, который хотел выбиться в люди, став, например, аббатом. Хотя в мыслях он лелеял мечту получить звание и проявить себя на военном поприще, сравнивая свою натуру с Наполеоном. А вообще ничего этого он не хотел, так как понимал всю ничтожность и тщетность подобных желаний. И такие скачки происходили каждую главу!
В любовной линии то же самое: то Жюльен любит ее, то не любит, потом он ее любит, но в то же время хочет не любить, чтобы она любила. Он все это делает из честолюбия, однако каким-то образом испытывая при этом настоящие чувства, затем оказывается, что он вообще всегда любил другую женщину.
Такая высокая тонкая душевная организация, что он плачет чуть ли не от воробушка каждые пять секунд и вдруг бац - я Наполеон!
Чем дальше, тем больше я уверялась в шизофрении главного героя. Парень рвется в высшие слои, но раздвоение личности в его голове ставило меня в тупик. Вроде он преследует свои честолюбивые цели (добиться признания в обществе, как же, простой сын плотника вхож в гостиные аристократии!), но ему постоянно стыдно за это. Остатки совести?
Он лихорадочно раскрыл "Мемуары", продиктованные Наполеоном на острове св. Елены, и в течение добрых двух часов заставлял себя читать их; правда, читали только его глаза, но все равно он заставлял себя читать.Я вас так понимаю...
Ладно бы Стендаль описывал его мечущиеся мысли, но нет, Жюльен мыслил, как два разных человека. То есть в общих чертах понятно, что автор хотел показать в его характере, и пытался доказать описанием его короткой жизни, да только неудачно вышло. То он святоша с орущей совестью, то высокомерный презирающий всех и вся тщеславец. То он озлобленный гордец, то плаксивый влюбленный. И такое перескакивание с мысли на мысли, необусловленное какими-либо логичными переходами, происходит постоянно. Кстати, пару раз Стендаль сломал "четвертую стену" совершенно не в тему.
Даже эта несчастная казнь. Жюльен проявляет отвратительную смесь гордыни и равнодушия, он даже рад пойти на гильотину, доказав всем, что он лучше них, но тут...
Жизнь вовсе не казалась ему скучной, он на все смотрел теперь другими глазами: у него не было никакого честолюбия.черт... ну ладно, хотя все 500 страниц нас убеждали в другом. Но спустя пару строчек мы читаем о том, что все-таки Жюльен горд тем, что умрет на гильотине, добившись всего, что он хотел! Значит, все же честолюбец? Получил имя, добился любви высокопоставленных особ, нашел парочку единомышленников. Чего еще желать? Только красивой смерти. Но нас и тут обломали: после статыщ страниц его раздумий, самой сцены казни не показано ни капли! И в итоге так и непонятно, что же творилось в душе Жюльена, как он повел себя перед казнью, какая сторона души победила (хотя эта была не борьба, а скорее беседа).
Достоевский с одной страницей описания идущего на эшафот заставляет холодеть от одной мысли об этом. А здесь какие то потуги, пожалуй сцена с поцелуем отрубленной головы принесла живость и ясность в характер одной из героинь, но не более.
Эту книгу читали все современники Стендаля, ее долгое время запрещали (а запрещали обычно что-то хорошее), Пушкин восхищался этой книгой. Неравенство в обществе, человек, доведенный до отчаяния...
Но я скажу одно: для меня книга по-настоящему хороша и прекрасна, если она читается легко и попадает в цель не только в момент написания, но и в более поздние времена, и ее можно спокойно читать без оглядки на события описываемого времени. Некоторые вещи актуальны только единожды.8117