Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Убить пересмешника...

Харпер Ли

  • Аватар пользователя
    moorigan23 июля 2016 г.

    Безусловно, "Убить пересмешника" - один из лучших романов 20 века. Одна из тех книг, которые то хочется советовать всем и каждому, то прижать к груди и никому не отдавать. Конечно, об этом произведении сказано уже очень много, и в критике, и здесь на сайте, но все равно хочется собрать мысли воедино и попытаться проанализировать если не саму книгу, то свои от нее впечатления.

    Чисто внешне роман относится к жанру южной готики. Тягучий южный говор, луизианские дубы, леди в шляпках и белых перчатках, несмотря на жару. Хлопок, табак, рабы... Впрочем, что это я говорю, на дворе 1930-е годы, рабство было отменено давным давно. Итак, на дворе тридцатые, а значит и Депрессия, экономический кризис, американцы вынуждены потуже затянуть пояса. Люди берутся за любую работу, иначе их ждут нищета и голод. Когда аристократизм сталкивается с нуждой, то нередко приобретает причудливые черты. От невозможности устраивать балы и приемы лучшим семьям города остается только сознание того, что они лучше всех.

    Тайна, связанная с домом Рэдли, - еще одна готическая черта. Маленькие дети, играющие неподалеку, верят и в привидений, и в маньяка, и в жуткое проклятие. Взрослые знают, что действительность куда обыденнее и печальней. Вообще, история семьи Рэдли - своеобразный символ того, что может произойти с тобой на Юге, да и в любом обществе, если ты будешь выделяться. Первое, о чем говорят старожилы, вспоминая Рэдли, так это то, что они слишком уж задирали свой нос, слишком уж держались особняком, считали себя лучше нашего маленького городка. Вот за это и получили: раньше они особняком держались, теперь их дом за версту обходят. Общество такие грехи не прощает намного дольше чем наличие внебрачных детей-полукровок, любовь к спиртному, перемывание косточек ближнему.

    Когда я читала книгу в первый раз лет 15 тому назад, тема расизма произвела на меня огромное впечатление. Из всего прочитанного больше запомнилась именно история Тома Робинсона, к которому я испытывала огромное сочувствие. По прошествии времени, эта тема оказалась наименее для меня интересной, к моему же великому удивлению. Нет, она не стала слабой или блёклой, но мне тогда казалось, что тема расизма -центральная в произведении, а теперь выходит так, что она всего лишь инструмент, мощный и важный, но инструмент. То же самое произошло и с персонажем Аттикуса Финча. Его образ идеального отца не то чтобы потускнел, но заметно отошел на второй план в сравнении с его дочерью Скаут (простите, я буду называть ее так, советский перевод имени мне совершенно не нравится), сыном Джемом и их другом Диллом. Так получилось, что книга эта не о расизме или воспитании, вернее, не столько о расизме и воспитании, сколько о взрослении души в современном обществе.

    Дальше...

    Маленькая Скаут, главная героиня романа, от чьего имени ведется повествование, удивительное существо. Во-первых, она хочет быть мальчиком. Она хочет бегать по задворкам, лазить по деревьям, стрелять из ружья и играть во все мальчишеские игры. Ей вовсе не хочется сидеть в гостиной в накрахмаленном розовом платье и разливать чай для приятельниц своей тети. Нормальные такие желания для ребенка 6 лет. Я в ее возрасте играла в машинки и с деревьев не слезала, любовь к куклам и шмоткам пришла позже. Но общество пытается, как правило, навязать гендерные роли гораздо раньше. "Ты же девочка, ты же маленькая леди", слышит Скаут постоянно, и ее нежелание принять навязываемую ей обществом гендерную роль становится ее первой и главной проблемой. Проблема это не только в деревьях и платьях, но главным образом в друзьях Скаут. Ее лучшие друзья - мальчики, старший брат и сосед, и это вполне нормально, пока Скаут шесть лет, но уже к девяти годам она оказывается в другом мире, который параллелен миру ее брата, но отгорожен невидимой стеной. Скаут внезапно чувствует одиночество, которого не чувствовала даже из-за отсутствия матери в своей жизни. К чести Аттикуса, он сумел заполнить ее место в жизни детей. Итак, будучи девочкой, Скаут изолирована от наиболее важных и серьезных процессов вокруг нее, а роман становится историей ее борьбы против этой изоляции.

    Джем, старший брат Скаут, тоже переживает свою драму на наших глазах. Умный, чувствительный мальчик с сильно развитым чувством порядочности, он вдруг обнаруживает, что мир, он такой мир, а люди, они такие люди. Такие открытия могут ранить посильнее ножа Боба Юэла. Страшно узнать не то, что в мире есть подонки, а что черты подонков могут проявиться в самых, на первый взгляд, хороших и милых людях. Ты ходишь по улицам этого городка, здороваешься с соседями, знаешь всех и каждого, ведь в маленьком городке иначе невозможно. Ты знаешь, что эта леди любит посплетничать, а та - без ума от своих азалий. Ты и представить не можешь, сколько ненависти и злобы таится под спудом, сколько предрассудков, живет в головах твоих знакомых и их родителей. Осознать в столь юном возрасте, что известный тебе мир - всего лишь фасад, тяжелое испытание. Сломанная рука Джема в конце романа не случайна, равно как и его душа, она заживет и срастется, но сам факт перелома останется.

    Дилл, друг Джема и Скаут, на первый взгляд, персонаж второго, а то и третьего плана. Однако, вместе с ним поднимается очень важная проблема: проблема нужности ребенка, чувства принадлежности. Нам всем нужно чувствовать себя нужными, знать, что есть место и люди, которые принадлежат нам и которым принадлежим мы. Второй брак матери мальчика многое меняет в его жизни. Молодожены увлечены друг другом и Диллу кажется, я надеюсь, что только кажется, что он здесь чужой. Побег Дилла из дома становится метафорическим поиском своего места и своих людей. Маленькая трагедия, почти затерявшаяся на фоне больших и страшных событий в городке, звучит так пронзительно, что от нее мурашки по коже.

    Отмечалось, что язык повествования слишком красив и сложен для девочки 6-9 лет. В конце концов, это роман-воспоминание. Он написан в прошедшем времени, отсюда и взрослость речи главной героини, и некая эмоциональная сухость и отстраненность, ведь дела давно минувших дней не могут ранить нас сильно. Не зря в конце книги Скаут уже с трудом вспоминает, в какой именно год произошли те или иные события. "Память подводит меня", говорит она. Годы идут, мы становимся старше и жестче, мы теряем свои детские иллюзии и перестаем смотреть на окружающий мир сквозь розовые очки, мы становимся частью того самого общества, что когда-то безжалостно сломало нас. Мы, словно пересмешники, радуем всех своим беспечным смехом и пением, а мир стреляет по нам из всех своих орудий. И в этом самый главный и печальный посыл романа Харпер Ли.

    13
    83