Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мужики. В двух томах

Владислав Реймонт

  • Аватар пользователя
    lavdiasmylove23 июля 2016 г.

    Вся европейская литература - это комментарии к античным мифам, начиная с почти дословных пересказов этих самых мифов в драматургии Эсхила и заканчивая всеобъемлющим полистилевым полотном Джойса, после которого вообще можно было бы никому ничего не писать. Вся европейская литература - это мифы, а русская литература, в таком ключе, это мифы плюс православие, но это уже другой разговор, так как Польша - страна католическая и никаких христиан православных в ней отродясь не водилось. Зато водились люди, для которых единственной составляющей духовной жизни была католическая церковь, а жизнь физическая протекала в беспрестанном труде.

    Архитектоника романа сразу заставляет вспомнить фильм широко и глубоко переоцененного режиссера Ким Ки-Дука под названием "Весна, лето, осень, зима... и снова весна". Там тоже было циклическое течение жизни, которая в результате, как оказывалось, даже близко ничего не имеет с марксистской спиралью, но представляет собой идеальный круг, на котором, словно деления на циферблате, отмечены основные этапы жизни человека. Но, в отличие от "Мужиков", фильм Кима (что удивительно) глубоко антропоцентричен - деление на сегменты обусловлено переходом героя в новое качество (слово "качество" оставим полисемантичным). В "Мужиках" разделение романа на четыре части продиктовано одним-единственным фактором - сменой времен года.

    Земля, этот древний языческий бог, управляет жизнью обитателей небольшой польской деревни, которые во всем зависят от Земли и во всем на нее полагаются, иногда даже беседуют с ней. Неясно только, каким образом Земля выдерживает такой груз, ведь по ней расхаживают как минимум полубоги - именно с таким эпическим размахом Реймонт описывает бушующие страсти, овладевшие душами главных героев. Такое чувство, словно Любовь и Ненависть в концентрированном виде сошли на грешную землю прямиком из мира идей и напрямую общаются с крестьянами, которые в своем приземленном величии действительно выглядят скорее как титаны, а не люди. И параллели с античностью и античным мифом возникают на каждом шагу - тут вам и отсылки к истории Федры (причем сразу в двух сюжетных линиях), и множество сходств с богами из греческого Пантеона и прочее, и прочее.

    Эта простая жизнь во многом напоминает простую жизнь героев книги другого нобелевского лауреата Кнута Гамсуна "Плоды земли" - только страсти польских крестьян по своей силе и драматичности выигрывают у переживаний скандинавских пионеров. То, что герои Гамсуна переживают с каменным лицом и холодным разумом, "Мужики" принимают очень близко к сердцу и, как следствие, дело часто доходит если не до убийства, то до серьезного побоища с нанесением тяжких телесных.

    Архаика на протяжении всего романа настойчиво борется с цивилизованным религиозным духовным началом - и до поры до времени первобытные страсти подавляются благочестивыми наставлениями ксендза, но чем ближе к финалу, тем сложнее становится привитым католической церковью моральным устоям управлять античными богами, и в конце концов боги побеждают. Потому что душевные силы народа - добрые ли, злые - это то, что питается самой Землей.

    P. S. Да, сложно обойтись без патетики, когда за два месяца до прочтения романа успел прочесть только "Исповедь" Августина, справочник по философии и Священное Писание в его полном объеме (а я еще и "Улисса" читал, представляете? Читал "Улисса", потому что я очень-очень-очень умный. Виданное ли дело - в столь юном возрасте успеть прочесть "Улисса"! Мда...)

    P. P. S. А теперь по делу: потрясающий, "живой" во всех отношениях роман. Пейзажные зарисовки из "Мужиков" по силе воздействия способны соперничать с лучшими местами из Тургенева - поверьте, в прозе это мало кто делает. А сюжет, персонажи - зачем об этом в рецензии писать? Сюжет читать надо.

    10
    1,2K