Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шагреневая кожа

Оноре де Бальзак

  • Аватар пользователя
    Аноним21 июля 2016 г.

    Я- смерть и рождение; я - взлет и падение;
    Я - мир и боренье, покой и движенье;
    Я – то, что ты ищешь, чего избегаешь.
    Я – то, что ты жаждешь и что отвергаешь.

    Походкой беспечной пришла ниоткуда;
    Была я извечно, и вечно пребуду.
    Какой меня видишь, такой к тебе выйду:
    Погибельной страстью, любовью и жизнью!

    Не счесть моих ликов, не счесть воплощений,
    Предсмертный твой крик я, и стон наслажденья.
    Блуждая во мраке, открой мое имя;
    Какой меня видишь, такой к тебе выйду!

    Во мраке бессильны премудрости мага.
    Познай свою гибель! Познай свое благо!
    Меж страхом и верой, надеждой и крахом
    Один только выбор, один только шаг твой.

    Сделай выбор, маг...

    («Изида под покрывалом» Хелависа)

    О «Шагреневой коже» принято говорить как об истории тщетности человеческих желаний. Главный герой, попавший в плен страстей, тщеславия и собственной глупости, в полной мере иллюстрирует образ типичного обманутого высшими силами (или самой жизнью) человека. Вечно ищущий, вечно жаждущий и вечно неудовлетворенный пошлостью и простотой этого мира, он, как обезумевший скиталец, ищет то звезду на небосводе (чистую и непогрешимую Беатриче), то адскую бездну (порочную и обольстительную ведьму).

    Рафаэль – молодой, красивый, азартный, амбициозный, полный жизни мужчина, раздираемый страстями и желаниями. Он жаждет завоевать всеобщее уважение и обожание и готов сражаться за сердца первых красавиц. У меня этот герой не вызывает негативных эмоций, но из-за отсутствия глубины и силы характера ему сложно сопереживать. Типичный молодой парень, не слишком то заслуживающий осуждений из-за недостатка жизненного опыта. Есть у него друг Растиньяк (упорно напоминавший мне весь роман Разумихина из «Преступления и наказания»), верная подруга Полина (тайно и безнадежно в него влюбленная), желание обрести славу и деньги и …. одержимость одной обольстительной дамой, которая никак не дается ему. Поглощенный страстью, не менее чем Дмитрий Карамазов или Рогожин, он готов на все ради достижения своей цели. Жаждет Рафаэль, бесспорно, не столько любви вечной и чистой, сколько удовлетворения своих желаний. При этом, ему самому его страсти кажутся не меньше как любовью вселенского масштаба и свою похоть и горячность этот герой принимает за искренние и чистые чувства (что, вообще, сплошь и рядом с мужчинами бывает, особенно с молодыми).

    Надо отметить, что, поскольку мы имеем дело с французской литературой, то секс в этой истории будет иметь огромное значение. Эротический подтекст пропитывает едва ли не каждый поступок главного героя и практически все его желания. Кроме того, Бальзак показал в этой книге образ яркой, жестокой и опасной женщины –демоницы, словно бы вышедшей из романов Захер-Мазоха. Таким образом, в этой книге действительно много сексуальности скрытой между строк, а иногда и вполне явной.

    Шагреневая кожа.
    Потерпев неудачу с «творением всей его жизни» Рафаэль решает покончить с собой и предсмертная тропинка приводит его в волшебную лавку. Так уж получается, что магия в этом романе играет, увы, роль основного сюжетного стержня. Но зато с помощью такого приема автор расширил границы возможностей своего героя до максимума. Ведь, Рафаэль может получить не только деньги, а вообще что угодно. Желай и наслаждайся! Таков девиз жизни этого героя. Желания изматывают душу, наслаждения утомляют тело, а неудовлетворенность растет, как и тоска по отсутствию любви и настоящей деятельной жизни (в первую очередь интеллектуальной и духовной).

    Бесконечные возможности, открываемые перед героем волшебным предметом, не расширяют пределов его мышления, а напротив, сужают. Деньги, женщины, роскошь, слава - все это так банально и пошло. Но чего же еще желать? Что имеет большее значение, что является по-настоящему ценным? Во многом «Шагреневая кожа» именно об этом. Пошлые стремления, основанные на примитивном взгляде на мир и людей не стоят того, чтобы платить за их воплощение в жизнь столь высокую цену.

    Но, оставим пока Рафаэля. Я хочу взглянуть на этот роман несколько под другим углом и поговорить о двух главных женщинах в судьбе главного героя - о Полине и Феодоре. Эти две героини, разные, как день и ночь, как солнце и луна, и оказавшие столько сильное влияние на судьбу Рафаэля, его характер и его желания, представляют собой, на первый взгляд, два типичных женских типажа (своего рода архетипа)- святая и демоница. Веками мужчины, продираясь сквозь тернии собственных желаний, одержимые похотью и стремлением сохранить свою душу, сталкивались с необходимостью выбирать какой то один из этих двух типажей. Гордыня и самопожертвование, истинная любовь или изощренный психологический садизм, роковые страсти или покой. Именно в этом состоял выбор Рафаэля. Но какая из героинь выбрала более верный путь для себя самой, какая была сильнее, умнее и в конечном итоге, счастливее?

    Полина.
    Чистый ангел с душою доброй и невинной. Возможно ли вообще существование подобной девушки в реальном мире, а не в фантазии поэта? Очень даже возможно, стоит лишь оглянуться вокруг и вот они -толпы самоотверженных искательниц вечной любви, романтичных барышень, зачитывающихся любовными романами и думающих, что они были рождены для того, чтобы отдать свою жизнь на спасение какого-то прекрасного принца. Который, без сомнения, возьмет эту жизнь, эту любовь, использует ее, исковеркает и выбросит, словно объедки голодным собакам.

    Потребность любить этого красивого, очень умного (как они думают), но просто недооцененного и не слишком удачливого «принца» у таких девушек, как Полина весьма велика. И вот посмотришь на нее и скажешь: «Наивная, жалкая глупышка». А меж тем, какая глубина, самоотверженность, искренность и чистота часто бывает скрыта в таких девушках. Полина- это, конечно, чистый представитель архетипа, портрет написанный идеально, без недостатков и неровных мазков. Она вовсе не глупа, напротив, талантлива и сообразительна. Как кажется, даже слишком. Несмотря на молодой возраст, эта девушка уже вполне способна понять и смиренно принять все душевные метания своего возлюбленного Рафаэля. И конечно, она одержима этой идеей всех хороших девочек- спасти несчастного заблудшего «принца» от несовершенства этого мира и его самого. Любовь Полины безусловна. Она не видит недостатков своего возлюбленного, а если и видит, то прощает их ему мгновенно. И, наверное, что-то в этом есть, ведь так любить намного проще и возможно, только так и можно любить. Рафаэль, надо сказать, видел прелесть Полины, но ему хотелось большего. Дама его сердца должна была быть непременно богатой, знатной и с лоском, так чтобы тщеславие перед друзьями можно было потешить. И потому эта верная и искренняя, но такая приземленная и простая девушка не пленила его сердца до определенного момента.

    История жизни Полины (в рамках романа) легко укладывается в классическую сказку про Золушку ( только без счастливого конца). Она только и делала, что усердно трудилась, любила, а потом богатство, да и ответная любовь упали ей под ноги, словно бы по мановению волшебной палочки. И вот, как то это все слишком просто. Не надо тут ни особого ума, ни коварства. Сиди себе и сиди, будь хорошей девочкой, поступай правильно и будет тебе счастье. В рамках романа - возможно, но только вот реальная жизнь не такова. И потому быть такой, как Полина в нашем мире очень неразумно и даже опасно. Конек этой героини (как и всех праведников)- самопожертвование. Отдать свою жизнь за любимого, близких, мир во всем мире, спасение голодающих… А стоит ли это того? А оценит ли кто-то твои жертвы? Полина не ставит перед собой подобных вопросов. Надо признать, что при всех ее очевидных достоинствах, эта героиня чрезмерна проста и скучна. Она не вызывает у читателя сильных эмоций, а все попытки сопереживать ее страданиям быстро начинают утомлять.

    Феодора.
    Молодая, богатая, красивая, знатная, хитрая и обольстительная, эта героиня сумела мгновенно похитить сердце Рафаэля. Феодора- предмет желаний всех кавалеров, объект страсти и символ победы, графиня, олицетворяющая высшее общество, холодная, надменная, жестокая и ценящая, как кажется, только деньги. Но самым привлекательным в этой даме для Рафаэля была ее недоступность. Она не поддавалась на чьи либо ухаживания и никому не отдалась. В том числе и ему. Неудовлетворенная похоть буквального сводила с ума нашего незадачливого обольстителя. Так, что он даже строил теории о возможных физических недостатках графини или ее склонности к однополой любви. Рафаэль прятался, словно вор, в комнате своей возлюбленной, дабы убедиться в том, что у нее нет никаких физических недостатков и она не отдает предпочтения дамам. Осознание идеальности Феодоры лишь сильнее разжигало его страсть и заставляло идти на истинно безумные поступки, ради возможности получить заветное тело любимой в свое владение.


    Я увидел женщину лет двадцати двух, среднего роста, одетую в белое, с веером из перьев в руке, окруженную мужчинами. Ее свежие, румяные губы резко выделялись на живой белизне лица. Каштановые волосы оттеняли светло-карий цвет ее глаз, с прожилками, как на флорентийском камне; выражение этих глаз, казалось, придавало особенный, тонкий смысл ее словам. Наконец, стан ее пленял соблазнительной прелестью.

    Итак, поведение Феодоры, весь ее образ выдают любительницу психологического садизма. Подобно тому, как некоторые люди сублимируют свою злость, неудовлетворенность миром и много чего еще в садизме физическом, Феодора делала это на другом поле (которое способно причинить боль гораздо более сильную), на психологическом. Она с упорством маньяка намеренно и тонко осуществляла психологические манипуляции не только над Рафаэлем, но и над многими другими поклонниками. Так это все выглядит со стороны. Ну а что если попробовать посмотреть на эту героиню под другим углом. Что, если она просто не была развратной женщиной? Ну, вот не хотела она спать с первым встречным (пусть даже и очень красивым мальчиком) или с ухажером верным и достойным, но нелюбимым. Вот есть в этом мире женщины, которые не хотят заниматься с мужчиной сексом, если не любят его. Может ей было просто противно? Может она считала правильным такое уважительное отношение к своему телу? Или она могла быть асексуальной (как сказали бы современные психотерапевты). Можно ли винить ее за это? Конечно, нет. Проблема была не у Феодоры, она была у Рафаэля и его тщеславия. Многие подобные ему мужчины годами с упорством бьются в закрытую дверь, придумывая различные теории ,объясняющие то, что женщина оказалась не такой, какой они ее ожидали увидеть. Удивила, поразила и отказала. Да, вот так бывает. С большим трудом мужчины переносят такие вещи.


    Да на ней можно жениться, у нее около восьмидесяти тысяч ливров дохода, она никого не любит, а может быть, ее никто не любит! Своего рода женщина-загадка, полурусская парижанка, полупарижская россиянка! Женщина, у которой выходят в свет все романтические произведения, не появляющиеся в печати, самая красивая женщина в Париже, самая обольстительная!

    В поведении этой героини было много верного и разумного. По крайней мере, одного человека в этом мире она уж точно любила искренне - саму себя. И это более чем заслуживает уважения. В конце концов, не ее вина в том, что Рафаэль не сумел похитить ее сердце, не ее вина в том, что она была намного сложнее и сильнее Полины, готовой довольствоваться малым. И если Полина олицетворяет в романе самопожертвование, то Феодора –гордыню. Да, гордыня, эгоизм, самолюбование, нарциссизм- все это ой как не любят многие люди… в других. Потому что это сильно осложняет их дела, дает мало шансов победить, обмануть, использовать. Все такие белые и пушистые альтруисты, считающие что красота души важнее красоты тела, но при этом так страстно завидующие Феодоре и так рьяно ее ненавидящие. Кто-то скажет, что, мол, она могла сразу честно сказать поклонникам, что не заинтересована в их ухаживаниях и не мучить попусту людей. Но, женщины знают, как редко этот прием приносит пользу. Напротив, зачастую поклонники становятся лишь более навязчивыми и активными.
    Таким образом, на поведение этой героини можно посмотреть с разных сторон и видеть в ней некое зло, стремившееся погубить свободную волю Рафаэля, совсем неверно. Феодора стала для главного героя своего рода музой, истомившей его душу, но и воспламенившей яркую страсть.


    Но не было ли это имя, не была ли эта женщина символом всех моих желаний, целью моей жизни? От этого имени в моем воображении воскресла искусственная поэтичность света, загорелись праздничные огни высшего парижского общества, заблестела мишура суеты. Эта женщина предстала передо мной со всеми проблемами страсти, на которых я был помешан. Нет, быть может, не женщина, не имя, а все мои пороки поднялись в душе, чтобы вновь искушать меня. Графиня Феодора, богатая, не имеющая любовника, не поддающаяся парижским соблазнам, — разве это не воплощение моих надежд, моих видений? Я создал образ этой женщины, мысленно рисовал ее себе, грезил о ней. Ночью я не спал, я стал ее возлюбленным, за несколько часов я пережил целую жизнь, полную любви, снова и снова вкушал жгучие наслаждения. Наутро, не в силах вынести пытку долгого ожидания вечера, я взял в библиотеке роман и весь день читал его, чтобы отвлечься от своих мыслей, как-нибудь убить время. Имя Феодоры звучало во мне, подобно далекому отголоску, который не тревожит вас, но все же заставляет прислушиваться.


    Главная особенность (заметьте, особенность, а не проблема) Феодоры была в том, что она не была способна любить кого-то, кроме себя самой. Так уж была устроена эта женщина. Можно по-разному смотреть на подобные вещи и говорить, что тогда она была неспособна и познать настоящее счастье (если оно вообще существует), но и многих проблем она смогла избежать благодаря этой своей особенности. Так правда проще жить. И что-то мне подсказывает, что Феодора была более чем довольна и удовлетворена своей жизнью. Развлекалась, как могла, шиковала, использовала тех, кто в свою очередь хотел использовать ее. Все честно.

    Выбор Рафаэля.
    Может показаться, что в итоге Рафаэль познал истинную любовь вместе с Полиной. Разглядел свет ее души, ее внутреннюю красоту, самоотверженность, верность и доброту. Но так ли все просто? Полюбил бы он ее, если бы Полина, вдруг, не разбогатела? Заметил бы он ее, вспомнил бы он вообще о ней, если бы не красивые наряды и роскошная жизнь, которые теперь стали доступны этой девушке? Едва ли. И Рафаэль сам откровенно в этом признавался.


    Меня пленяет женщина-аристократка, ее тонкая улыбка, изысканные манеры и чувство собственного достоинства; воздвигая преграду между собою и людьми, она пробуждает все мое тщеславие, а это и есть наполовину любовь. Становясь предметом всеобщей зависти, мое блаженство приобретает для меня особую сладость. Если моя любовница в своем быту отличается от других женщин, если она не ходит пешком, если живет она иначе, чем они, если на ней манто, какого у них быть не может, если от нее исходит благоухание, свойственное ей одной, — она мне нравится гораздо больше; и чем дальше она от земли даже в том, что есть в любви земного, тем прекраснее становится она в моих глазах.
    Как часто я обувал в атлас крохотные ножки Полины, облекал ее стройную, как молодой тополь, фигуру в газовое платье, набрасывал ей на плечи легкий шарф, провожал ее, ступая по коврам ее особняка, и подсаживал в элегантный экипаж! Будь она такой, я бы ее обожал. Я наделял ее гордостью, которой у нее не было, отнимал у нее все ее достоинства, наивную прелесть, врожденное обаяние, простодушную улыбку, чтобы погрузить ее в Стикс наших пороков и наделить ее неуязвимым сердцем, чтобы приукрасить ее нашими преступлениями и сделать из нее взбалмошную салонную куклу, хрупкое создание, которое ложится спать утром и оживает вечером, когда загорается искусственный свет свечей. Полина была воплощенное чувство, воплощенная свежесть, а я хотел, чтобы она была суха и холодна.

    Можно, конечно, сказать, что испытание желаниями и история с шагреневой кожей изменили этого героя. Да вот только в это не очень верится. Штука в том, что можно понять и осознать ценность истинной любви, самоотверженности Полины, ее доброты и невинности, но это вовсе не значит, что сердце мужчины стремится любить именно такую девушку. Может ему это то и нравится- любить ту, которая никогда его не оценит, не полюбит и не сделает счастливым. Своего рода психологический мазохизм. И в мужчинах, и в женщинах весьма велико стремление любить тех, кому до тебя нет дела и мучить тех, кто готов отдать свою жизнь ради тебя.

    Что можно сказать о «Шагреневой коже»? В этой книге нет ни глубины и трагизма русской литературы, ни зашкаливающего уровня абсурдности и сюрреализма немецкой, зато чувственное пронизывает каждую строчку, неудовлетворенность самых разных желаний наполняет до краев и приводит в истому. Шагреневая кожа- как источник наслаждений, спасения и погибели главного героя, подается в красивой и трогательной упаковке, к которой прилагается записка с напоминанием о том, что все тлен, суета сует, желания тщетны, и нет ничего на свете ценнее и дороже истинной любви. Все это не ново и не оригинально, конечно, но трогательно и не лишено какой-никакой глубины. За это и стоит прочитать данный роман и признать его достойным образчиком французской литературы. Весьма и весьма достойным.

    Такая интересная штука со всеми этими магическими предметами: портретами, лампами, кольцами и тому подобным. Ты прекрасно понимаешь, что ничего хорошего из этого не выйдет, что желания тщетны, что никакого правильного выбора даже и близко не существует, что все в любом случае закончится плохо, ибо этот мир есть хаос. Но… все равно жаждешь получить волшебный предмет и исполнить свои желания. Ну не может человек примириться с безысходностью устройства этой жизни. Надежда, ах, сколько душ она погубила! Намного больше, чем дьявольское искушение. И невольно задумываешься: «А я пожелала бы?» И ответ еще более обескураживает: «Не знаю! Понятия не имею! Не вижу ничего стоящего!»

    В рецензии использованы работы художника Casey Baugh

    17
    498