Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Земля обетованная

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Meevir17 июля 2016 г.

    Чтобы читать Ремарка, мне обычно нужен запас душевных сил - уж слишком его герои сначала живые, а потом, обычно, мёртвые.

    Только ты привязался к этим без конца пропускающим по рюмашке горячительного меланхоликам, как автор уже всех убил. "Земле обетованной" повезло - автор не успел убить всех. Умер сам. От того в книге открытая и почти оптимистическая концовка, что, конечно, позволяет тешить себя надеждами, что дальше в жизни героя происходило что-нибудь неплохое. Возможно даже - хорошее. Или, кто знает, даже замечательное.

    А хорошего ужасно хочется - уж больно на долю героя выпало много плохого. Родителей убили, сам он вынужден бежать из Германии от гестапо, скитаться, жить сегодняшним днем, и куда-то брести по жизни, у которой одна цель - выжить, сохранив при этом человеческое лицо. И вокруг него - такие же люди-бедолаги, люди-мотыльки, летящие на свет плюшевых будуаров и витрин с туфлями, в которых хорошо убегать, а от кого убегать - да от самих себя...
    Струящаяся, насыщенная книга-медитация, такая пёстрая, как молитвенные ковры, к которым герой питает особые ностальгические чувства, такая же расплывчатая и пятнистая, как картины импрессионистов, которыми ему случается торговать, и которые встают перед глазами. Ах да, Дега, Ренуар, Сислей... они развешаны тут и там по углам книги, такие живые, такие вечные, такие светлые, такие непохожие на мотыльков-героев, которых как будто не сегодня, так уж точно завтра покосит или болезнь, или одиночество. Кто-то где-то пьет водку, кто-то где-то вешается, кто-то где-то предается мимолетной любви без прошлого и будущего. Причем при прочтении книги начинает казаться, что это все где-то рядом происходит, вот буквально у соседей. А потом ты дочитываешь и вздыхаешь спокойно - нет, не рядом. Как же всё-таки хорошо, что не рядом.

    8
    373