Рецензия на книгу
По ком звонит колокол
Эрнест Хемингуэй
Аноним17 июля 2016 г.Роман который помогает понять человека.
Роман «По ком звонит колокол» определенно шедевр Хэма. Я пробовала читать другие его произведения, но это не идет ни в какое сравнение с ними. Мне очень понравилось, как он раскрыл персонажей, каждый из них колоритен и разнопланов. Недаром автор сам побывал на войне, мне кажется, что это научило его «читать» людей. Безумно порадовало противопоставление человеческих качеств долгу, насаждаемому войной, бедностью, страхом. При чем борьба эта отражается как во всем окружающем главного героя мире, так и в нем самом, принимая образы отца и деда. Сам Роберт не есть идеальным героем, хоть и кажется таковым большей части героев романа. Он единственный человек в книге, которому Пабло, олицетворение страха, первобытного инстинкта самосохранения, не чужд. Да весь роман и является сплошным противостоянием человека войне.
«— Ты хочешь умереть? — строго спросил Пабло старика, и Роберт Джордан почувствовал, как далек от риторики этот вопрос.
— Нет.
— Тогда помолчи. Не говори о том, чего не знаешь. Неужели тебе не понятно, какое это серьезное дело? — почти жалобно сказал он. — Неужели только я один и понимаю, насколько это серьезно?
Наверно, так оно и есть, подумал Роберт Джордан. Так оно и есть, Пабло, друг. Ты да я. Мы понимаем это, и женщина прочла это по моей руке, но пока что она не понимает. Она еще не понимает этого.»
«— Ты не понимаешь меня, женщина, — сказал Пабло. — А мы с Ingles друг друга понимаем.
— Тебя никто не понимает. Ни бог, ни твоя собственная мать, — сказала Пилар. — И я тоже не понимаю. Пойдем, Ingles, попрощайся со своим стригунком, и пойдем. Me cago en tu padre, я уже начинаю думать, что ты трусишь перед выходом быка.»
Невероятное описание испанского темперамента, а эти рассказы Пилар о корриде! Просто шикарно. Вообще Пилар мне очень понравилась. Также симпатию, несмотря на все происходящее, вызвал Пабло. Образ Ансельмо очень хорош. Все возможные типы людей в условиях войны, солдат, выведены автором так ярко, почти карикатурно. Смотрите же: Августин — ненависть, Пабло — страх, Ансельмо — долг, Пилар — идея, Мария — любовь, Фернандо — рассудительность, Рафаэль — жизнелюбие. А Роберт Джордан являет собой смешение этих качеств, есть в нем доля каждого из героев романа, даже Фернандо с его заумными речами или цыгана с его легкомыслием. Но это только поверхность, роман можно читать как ребус.Очень мне понравилось обилие образов в романе, нечасто при чтении мне рисуется такая яркая картинка. Казалось бы, тавтология на каждом шагу, речь не пересыпана какими-то изысками, но сравнения и точность, сопосталение несопоставимого просто волшебно. Чего стоит хотя бы описание запаха смерти или начала революции в провинциальном городке.
"А все-таки чем же это пахнет? — спросил Фернандо. — Какой он, этот запах? Если пахнет чем-то, значит, должен быть определенный запах.
— Ты хочешь знать, Фернандито? — Пилар улыбнулась ему. — Думаешь, тебе тоже удастся учуять его?
— Если он действительно существует, почему бы и мне его не учуять?
— В самом деле — почему? — Пилар посмеивалась, сложив на коленях свои большие руки. — А ты когда-нибудь плавал по морю на пароходе, Фернандо?
— Нет. И не собираюсь.
— Тогда ты ничего не учуешь, потому что в него входит и тот запах, который бывает на пароходе, когда шторм и все иллюминаторы закрыты. Понюхай медную ручку задраенного наглухо иллюминатора, когда палуба уходит у тебя из-под ног и в желудке томление и пустота, и вот тогда ты учуешь одну составную часть этого запаха."Вот единственное, что не впечатлило меня, так это любовная линия романа. Я, конечно, понимаю, что Мария — квинтессенция любви по идее романа, что она и не должна ничего больше собой являть, никаого разумного начала в ней нет. Видимно, мое представление о любви не совпало с пониманием автора. Пожалуй, к лучшему, что Инглес умер в конце, это спасло кратковременную влюбленность от неизбежного разочарования.
351