Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мертвые души

Н. В. Гоголь

  • Аватар пользователя
    Аноним15 июля 2016 г.

    Начну с того что поэма мне очень понравилась и читать было интересно. Но после каждой прочитанной мной главы я почему- то засыпала. Но это совсем другая история.
    Деловой человек и большой мошенник Павел Иванович Чичиков ездит по России и покупает мертвые ревизские души. Он это делает, якобы, для того, чтобы вывезти крестьян в Херсонскую губернию, и начать там хозяйствовать. Но на самом деле Чичиков желает получить за души деньги, заложив их в опекунском совете, и зажить счастливо. Проще всю жизнь Чичиков пытался обогатиться, дабы его дети были в достатке.
    В поисках мертвых крестьянских душ Чичиков поехал по деревням русских помещиков.
    Первого кого мы встречаем это Манилов - не интересуется действительной жизнью, дело ему заменяет слово. Это совершенно пустой человек, прозябающий в бесплодных мечтах. Так он и есть «мертвая душа»
    Так же пуста и мертва помещица Коробочка, к которой по случайности заехал Чичиков. Любой человек для этой помещицы, прежде всего, потенциальный покупатель. Внутренний мир её давно застыл.
    Ноздрев, Собакевич, Плюшкин… Все эти помещики давно перестали жить духовной жизнью, их душа умерла или находится на пути к полному омертвению. Недаром автор их сравнивает с животными.
    Духовная жизнь заменяется у помещиков чревоугодием.
    Следя за передвижениями Павла Ивановича, мы обнаруживаем все больше и больше «мертвых душ». Их мертвенность особенно отчетливо видна в сцене бала. Здесь нет ни одного человеческого лица. Повсюду кружатся головные уборы, фраки, мундиры, ленты, муслины.
    Чиновники же еще более мертвы, чем помещики. Все они воры и грабители, наживающиеся на нуждах просителей. Никаких умственных интересов у чиновников не проявляется. Гоголь иронически замечает по поводу интересов этих людей: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал…»
    Интересно, что, служа бездушным господам, и крепостные начинают терять себя, свою душу. Примером являются и черноногая девка Коробочки, и слуга Чичикова - кучер Селифан, и крестьяне дядя Митяй и дядя Миняй.
    Важно заметить, что главным в человеке Гоголь считал душу. Именно душа является божественным началом в каждом из нас. Душу можно потерять, можно продать, можно проиграть…Тогда человек становится мертвым, независимо от жизни его тела. Человек с «мертвой» душой не приносит никакой пользы ни окружающим его людям, ни своему отечеству. Больше того, он может вредить, губить, уничтожать, ведь он ничего не чувствует. Но, по мысли Гоголя, душа может возродиться.
    Таким образом, называя свое произведение «Мертвые души», автор, по-моему, имел в виду прежде всего живых людей, потерявших свою душу, умерших еще при жизни. Такие люди бесполезны и даже опасны. Душа – это божественная часть человеческой натуры. Поэтому, по мнению Гоголя, за нее нужно бороться.


    Русь, кудa ж несешься ты? Дaй ответ. Не дaет ответa. Чудным звоном зaливaется колокольчик; гремит и стaновится ветром рaзорвaнный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть нa земли, и, косясь, посторaнивaются и дaют ей дорогу другие нaроды и госудaрствa.

    43
    994