Рецензия на книгу
Anna Karenina
Leo Tolstoy
anastasii_agapova15 июля 2016 г.Какая странная, ужасная судьба, что оба Алексеи, не правда ли?
"Анна Каренина" - это 800 страниц философии на такие вечные темы, как: семья и любовь, жизнь и смерть, вера и смысл бытия. Действие развивается на фоне России тех лет, что также находит отпечаток в романе.
Что касается меня, то я приняла этот многостраничный вызов, конечно же, из-за главной любовной линии. "Как же так случилось, что чувство, которое порождает жизнь, обернулось смертью?"
В рецензии я ограничусь собственным восприятием Анны Карениной, ее отношений и печального финала. Хочу сразу сказать, что это мое первое знакомство с творчеством Льва Николаевича (понять и простить), потому что в школе он успешно мною игнорировался из-за сложности понимания. Честно говоря, я и сейчас не могу похвастать тем, что постигла смысл всех его философских суждений. Читать мне было трудновато, местами нудновато, признаюсь. (Отсюда и моя оценка в 8 балов, положа руку на сердце, но я просто не думаю, что могу оценить произведение полностью).
Роман изобилует символическими образами и деталями, которые надо уловить и разгадать. В общем, не для слабаков, но я не сдалась)
Собственно, зная финал истории Анны, сразу отметила, как символично, что первая ее встреча с Вронским случается именно на вокзале, вдобавок она становится свидетелем трагедии с человеком, задавленным составом. Что, кстати, произвело на нее то еще впечатление. Казалось, кто бы мог подумать...
Образ героини притягивает сразу. Она прекрасна внешне, все ею восхищаются и обожают. Отдельно хочется отметить и тот факт, что она располагает к себе детей, которые ее очень любят, как родную, и всегда рады ее появлению. Такой вроде бы незначительный факт говорит о том, что Анна прекрасна еще и душой. Ведь дети - создания искренние, еще не порченные окружением, тонко чувствующие и способные улавливать фальшь. Более того, несмотря на свое положение в обществе, Анна сама напоминает ребенка. Ей нужны эмоции, движение, она весьма впечатлительная, жизнерадостная (на первый взгляд), где-то легкомысленная. Живет чувствами. Повторюсь, мне она сразу понравилась.
Полной противоположностью выступает ее муж - Алексей Александрович Каренин. Холодный, жестокий и расчетливый человек. Дорожит своим положением в обществе, чем сильно руководствуется в принимаемых решениях. Временами мне казалось, что и сам автор будто высмеивает его, подчеркивая писклявость голоса, например. В общем, если у меня и возникало некое сочувствие Каренину, то оно было мимолетным. Но по ходу развития истории отношение к нему где-то смягчилось.
Алексей Кириллович Вронский. Также контрастирует с Карениным. Молодой, красивый, обаятельный, успешный, энергичный. Тот самый огонь, которого так не хватает Анне и которого и быть не могло в ее отношениях с мужем. Потому совсем неудивительно, что Вронский и Каренина так быстро увлекаются друг другом и полностью отдаются этой... любви? Или скорее страсти? Честно, когда читала их любовную линию, местами пробирало до мурашек, настолько хорошо чувствовались все эти моменты. Две части единого целого. Такой союз и правда казался идеальным.
Общество, высший свет. Его можно описать уж совсем кратко, но метко: "В чужом глазу...", как говорится. Ценность семьи не поддается сомнению (на словах), потому любое пренебрежение этой ценностью жестко карается - потеря статуса, сплетни, осуждение. Изгнание, своего рода. Потому каждый надежно прячет свои "скелеты в шкафу". Лицемерие, уверенность в собственной святости, что позволяет судить "отступников", лживость и жестокость. Анна в таком обществе виделась мне его совестью. Не одна она изменяла супругу, но только она не могла скрывать своей измены. Зная о том, что ее будут порицать, шептаться за спиной и относиться, как к павшей женщине, разрушившей семью, она предпочла жить по совести, не желая обманывать себя, в первую очередь.
За все время, проведенное с романом, мне ни разу не хотелось обвинить Анну. Напротив, чем больше страниц оставалось позади. тем сильнее я сопереживала героине и понимала ее. Все мы знаем, что существуют две истины: семья - хорошо, измена - плохо. Но так ли это на самом деле? Ведь ничего в нашей жизни нельзя поделить на черное и белое. Как нет абсолютного добра, так нет и абсолютного зла. Жизнь многогранна.
Анна не любила своего мужа изначально. Можно обмануть окружение, но нельзя обмануть себя (тут я повторяюсь). Что говорит об Алексее Алексеевиче сама Анна:- Прав! прав! – проговорила она. – Разумеется, он всегда прав, он христианин, он великодушен! Да, низкий, гадкий человек! И этого никто, кроме меня, не понимает и не поймет; и я не могу растолковать. Они говорят: – религиозный, нравственный, честный, умный человек; но они не видят, что я видела. Они не знают, как он восемь лет душил мою жизнь, душил все, что было во мне живого, что он ни разу и не подумал о том, что я живая женщина, которой нужна любовь. Не знают, как на каждом шагу он оскорблял меня и оставался доволен собой. Я ли не старалась, всеми силами старалась, найти оправдание своей жизни? Я ли не пыталась любить его, любить сына, когда уже нельзя было любить мужа? Но пришло время, я поняла, что я не могу больше себя обманывать, что я живая, что я не виновата, что бог меня сделал такою, что мне нужно любить и жить.
Единственное, что связывало Карениных - сын Сережа. Его Анна любила. А будь иначе, тянула бы она с разводом, когда это стало возможным? Ведь именно страх навсегда потерять сына, не давал Анне решиться на официальный разрыв всяких отношений с мужем. Поэтому лично мне тяжело обвинять ее в эгоизме, мол, она не смогла побороть себя и не разрушать семью хотя бы ради собственного ребенка. Тут, конечно, мое сугубо личное мнение, но жизнь не должна быть жертвой, она должна приносить удовольствие. Собственно, того героиня и желала. И нашла это удовольствие в любви.
И вроде бы все прекрасно, Вронский дает Карениной все то, чего она не могла получить от мужа. А именно - эмоции, чувства, страсть. Но страсть оказалась губительной. И тут я вижу в Карениной себя. Она полностью отдается отношениям с Вронским и только в них ощущает полноту жизни. С другой стороны, что ей остается? Она смирилась с ролью павшей и гадкой женщины, какой отныне является в глазах светского общества и своего мужа. Теряет возможность видеть родного сына, которого пытаются убедить, что его мать умерла. Все, что у нее осталось - это ее чувства к Вронскому, которые становятся для нее смыслом всего ее существования и того же она требует от Алексея. Чего, разумеется, не случается. Он любит Анну, но в отличие от нее, имеет жизнь и за пределами их отношений. "Первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки, а девушки потом", как говорится (поется)."Моя любовь всё делается страстнее и себялюбивее, а его всё гаснет и гаснет, и вот отчего мы расходимся, – продолжала она думать. – И помочь этому нельзя. У меня всё в нём одном, и я требую, чтоб он весь больше и больше отдавался мне. А он всё больше и больше хочет уйти от меня. Мы именно шли навстречу до связи, а потом неудержимо расходимся в разные стороны. И изменить этого нельзя."
Чем сильнее Анна пытается держаться за Алексея, тем дальше отталкивает его от себя. Она становится одержимой и желает теперь только одного - освобождения. Слышатся первые звоночки о смерти, изначально, как об избавлении от страданий. И в конце концов, как о последнем способе заставить его вновь полюбить ее.
Анна становится невыносимой, как для себя, так и для Вронского, который отчаялся в попытках донести до нее, что он не переставал любить, хотя сам себе признается в том, что иной раз сомневается в этом."Сколько раз он говорил себе, что ее любовь была счастье; и вот она любила его, как может любить женщина, для которой любовь перевесила все блага в жизни, — и он был гораздо дальше от счастья, чем когда он поехал за ней из Москвы. Тогда он считал себя несчастливым, но счастье было впереди; теперь он чувствовал, что лучшее счастье было уже назади."
В конце концов, Вронский просто отпускает ситуацию, потому что сделал все, что мог и ему остается только одно - не обращать внимания.
Анна, напротив, все глубже копается в себе. О, как много демонов живет в самых потаенных уголках нашей души. Даже самое большое сердце, порой, не догадывается, сколько всего может скрываться где-то там, на глубине.
Ревность. Демон, который полностью овладевает Анной и, словно яд, отравляет ее изнутри."Она ревновала его не к какой-нибудь женщине, а к уменьшению его любви. Не имея еще предмета для ревности, она отыскивала его."
Ревность - опасное чувство. Опасное не только для любви, а в первую очередь, для самого человека. За ревностью следует ненависть, а за ненавистью - разрушение личности и отчаяние, что и происходит с Анной.
Ничего не остается от некогда приятной и чувственной женщины. Все, во что она когда-то верила - потеряло для нее всякий смысл. Она погружается во мрак. Ей противно все: люди, чувства... Если раньше она полагала, что жизнь дана для любви, то теперь она уверена в том, что все мы рождены для ненависти и страданий. Разочарование в любви означает для нее одно - потеря смысла жизни, а за потерей, как правило, пустота.
Анна винит Вронского во всем, что с ней творится. Винит его за недостаток чувств, за то, как она мучается, а он этого будто не видит. Одержимая ревностью, она жаждет одного - отомстить. Заставить его страдать и винить себя, сожалеть о том, что не оправдал ее ожиданий и, в конце концов, ее погубил. Тут, конечно, напрашивается: "А как, собственно, может быть виноват человек, когда это мы ожидаем от него определенных действий?"
Я считаю, что мы, зачастую, сами не замечаем тот момент, когда попадаем в ловушку, влюбляясь. Опьяненные чувствами, мы видим в своем партнере только то, что хотим видеть, а когда человек расходится с нашим виденьем, то с разочарованием начинаем винить в этом его. Такой вот парадокс. Но самое опасное кроется даже не в этом, а в том, что растворяясь в ком-то, мы теряем себя. Делая другого ответственным за собственное счастье, мы становимся зависимыми. А любая зависимость превращает жизнь в страдания, потому что полноценным и живым себя человек чувствует только тогда, когда получает то, от чего зависит. Для Анны это была любовь.
Был ли у нее другой выход из этой ситуации? Честно, лично я не знаю. Иногда человек вовсе не хочет спасения, а прямо говорит о том, что "если вдруг что, я умру". Думаю, что Анна сама обрекла себя на гибель, когда начала мыслить в этом направлении."Мне, главное, не хотелось бы, чтобы думали, что я что-нибудь хочу доказать. Я ничего не хочу доказывать, я просто хочу жить; никому не делать зла, кроме себя. Это я имею право, не правда ли?"
С одной стороны, самоубийство Анны выглядело, как импульс и реакция на очередную ссору с Вронским, но с другой - это единственный выход, как она полагала, который должен избавить от мучений не только ее, но и остальных. Что является, своего рода, ответом на вопрос - думала ли она о горячо любимом сыне, например?
Честно говоря, я не хочу выступать судьей Карениной. Я уже писала о том, что их с Вронским объединяла страсть и страсть губительная. Анна обрекла на гибель не только себя, но и Алексея. Убитый горем, он отправляется добровольцем в Сербию, что так или иначе отражает его теперешнее отношение к собственной жизни.Анна не смогла найти своего места в жизни. Жертвуя семейными ценностями во имя неземной любви, она потерпела неудачу, с которой не смогла смириться. Трагичная история, где нет ни правых, ни виноватых. Случилось то, что случилось и рассуждать об этом можно бесконечно долго.
У меня все, спасибо за внимание.
4164