Рецензия на книгу
Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)
Михаил Булгаков
Аноним14 июля 2016 г.«Вот вам казнь и прощение. Все, все, все в восхищении» (Ария)
Ты славить его не проси меня,
Днем от свечи не станет светлей.
А что слава? Лишь ржа на имени.
Слушай, что скажу я о моем короле.Ох уж эта неловкая ситуация, когда некоторые из твоих любимых книг являются очень популярными. Ты то и дело натыкаешься на многочисленные комментарии, отзывы, рецензии на эти книги и снова и снова испытываешь это странное чувство, когда понимаешь, что большинство этих «читателей», похоже, читали совсем не те книги, о которых пытаются писать. Такая история складывается и с романом «Мастер и Маргарита», популярность которого не произвела бы впечатления, пожалуй, только на Воланда. Так предсказуемо видеть в очередной «рецензии»: «Этот роман - вершина русской литературы!» (Ой ли? Сам Булгаков бы с этим не согласился) или «Я перечитываю эту книгу каждый год!» (Какая (ой) молодец), или «Этот роман заставил меня полюбить литературу» (Как замечательно, литература без тебя бы точно не смогла продолжить свое существование). Есть и «критики», которые Мастера обвиняют в слабохарактерности, Воланда считают скучным и слишком добрым (вот это особенно весело), а Маргариту какой-то непонятной и странной. Есть и те, кто пускается в долгие разглагольствования о своей вечной и преданной любви к этой книге, но при этом, умудряется ни слова не сказать ни о сюжете, ни о персонажах. Но зато все как на подбор в восторге от Коровьего и кота Бегемота (ну хоть кто-то угодил избалованной публике).
Размышляя над причинами такой бешенной популярности «Мастера и Маргариты», приходишь к весьма простым и предсказуемым выводам. Вещь у Булгакова получилась, бесспорно, великолепная. Но, помимо этого, короткая по объему, а стало быть, доступная даже не слишком искушенным любителям литературы, щедро сдобренная мистикой (народ это очень любит), юмором (тоже несомненный плюс), с весьма добрым взглядом на вопросы религии, добра и зла (так что понравится и атеистам, и верующим) и с яркими персонажами, которые надолго запоминаются. Вот и весь секрет. Даже как-то обидно становится. Просто такие обыкновенные люди.
Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… (Воланд)«Мастер и Маргарита»- роман выстраданный автором, наполненный отголосками его творческих мук, душевных терзаний, любви и ненависти. История любви, история смерти и история воздаяния по заслугам.
Вопрос о вере.
Мистический роман, дьявольский роман, но при этом так хорошо воспринимаемый людьми верующими. Казалось бы, странно, потому что главы о Иешуа, хоть и прекрасны, но все-таки, меркнут в сравнении с тем самым балом Сатаны. Но читатели отлично чувствуют отношение автора к вопросу веры. Существование Бога и Дьявола не ставится под сомнение. Другое дело, что под сомнение ставится существование добра и зла. Некоторые даже считают, что зло, показанное в лице Воланда и его свиты, гораздо более правильное, чем добро, показанное на примере Иешуа. Но это уже лирика. Как говорят, у дьявола много лиц, а добро должно быть с кулаками.В романе упоминается доказательство Канта, известное как Шестое (нравственное) доказательство существования Бога, выдвинутое Эммануилом Кантом. Его суть заключается в том что:
Всем людям свойственно нравственное чувство, категорический императив или говоря иначе, некий свод нравственных, моральных законов. Но поскольку эти правила морали и нравственности не всегда приносят человеку личную пользу, Кант считает, что они были придуманы и введены в обиход не человеком, а неким высшим существом. Кант считает, что Бог утверждает нравственность, следовательно, он существует.По Булгакову доказательство существования Бога или подтверждение доказательства Канта в том, что есть такие люди, как Мастер, обладающие безграничным непоколебимым нравственным чувством и талантом. Такие гении с доброй душой (каким был и сам Булгаков), которые, ни смотря на все жизненные испытания, все равно сумели остаться теми самыми добрыми людьми, хоть и были всю жизнь несчастными. И это, пожалуй, единственное весомое доказательство из всех, что я вообще когда-либо слышала.
В рамках «Мастера и Маргариты» Булгаков приводит как минимум два собственных доказательства существования Бога. Первое- это (как я его называю)- доказательство Мастера (о котором говорилось выше). Второе, о котором говорится в главе «Седьмое доказательство»- доказательство Воланда. Еще его можно называть доказательством отрезанной головы Берлиоза, но это уже будет звучать не так поэтично. Итак, суть этого доказательства в том, что предсказание Воланда относительно Берлиоза и Ивана (да и вообще все его предсказания) сбываются, следовательно, он (Воланд) существует. Следовательно, если существует зло, то существует и добро. Если есть Воланд, должен быть и Бог. Интересно то, что роман прекрасно раскрывает мысль о том, что то, что противостоит злу- это не обязательно добро. Возможно, это просто другое зло, которое преследует свои собственные интересы. В жизни постоянно происходят столкновения интересов противоборствующих сторон, но при этом совсем не обязательно, что одна из них является злом, а другая добром. Во многом роман именно об этом.Иешуа и Пилат.
Взаимодействие этих персонажей крайне трогательно. Столкновение двух разных взглядов на мир. Бесконечная доброта и всепрощение против чувства долга и страха. Трагедия Пилата - трагедия малодушия и еще одно доказательство того, что плата за власть- это свобода. И ,хотя, взгляды Иешуа во многом мне не близки (особенно вот в этой части)
Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливыея с замиранием сердца, состраданием и интересом слушала этого героя. Его речь, обращенная к Пилату, трогательна и наполнена глубоким смыслом. Словно одна из половинок души самого Булгакова (другой половиной, конечно, является Воланд) взывает к лучшему, что есть в людях, должно быть, а значит присутствует и в Пилате, как в личности сильной, но одновременно и такой слабой.
Вопрос о любви.
Великая история любви, преисполненная страданий и явившаяся результатом слияния двух уставших и измученных душ, производит неизгладимое впечатление. Любовь Мастера и Маргариты- это, конечно, идеал, совершенство. Отношения, в которых нет условностей, нет непонимания, нет быта, а есть только любовь, бесконечная, всепоглощающая любовь. Описано это все у Булгакова так реалистично, так просто, что начинаешь верить в то, что такая любовь возможна. Это и есть истинное, подлинное волшебство. Волшебство не только литературы, но и самой жизни.
Маргарита. Одна из самых сильных и ярких героинь русской литературы. Женщина, способная на истинную любовь и самоотверженность, но при этом, вовсе не тургеневская девушка. Никакой напускной романтики, сопливых признаний, вместо этого готовность продать душу Дьяволу за одну лишь возможность еще хоть раз в жизни увидеть любимого. Многим ли такое под силу? Продать душу- это еще ладно, не велика задача. Штука в том, что сначала эту самую душу нужно иметь, а она есть далеко не у всех, да еще и такая ценная как у Маргариты. Так в чем же ее ценность для Воланда? Маргарита- по-настоящему добрая и честная женщина. Ее душа полна света и сочувствия, благородства и искренней любви. А это редкость, ох какая редкость. Много в Москве можно было найти женщин с именем той, что однажды спасла душу Фауста от ада одной лишь своей любовью. Но вот по-настоящему ценной душой из всех этих женщин обладала только одна.Нет счастья без любви, нет любви без способности жертвовать самым ценным, самым дорогим, самым лучшим, что есть в тебе. Маргарита это хорошо понимала. Так называемая нормальная жизнь (с добрым и богатым мужем, стабильностью и прочей ерундой), которая привела бы в восторг 90% женщин, нашу героиню приводила в уныние и тоску. Она слонялась по Москве, словно добровольно заключенная по тюремной камере, ничего она не искала, никого не ждала, но любовь пришла в ее жизнь, словно бы в награду за все мучения (такие тихие, и на первый взгляд вовсе не заметные окружающим, но такие тяжкие). Мастер стал для нее всем. Без преувеличения, ее солнцем, ее миром, ее жизнью. Его гениальный роман словно бы был частью самой Маргариты, нежно любимый ею и яростно защищаемый. Желание спасти Мастера, помочь ему, защитить его от бездарного, тупого и жестокого мира истощило душу Маргариты, убило в ней все слабости, взрастило истинно ведьмовскую сущность. Потому и встреча с Азазелло стала для героини спасением, надеждой, хоть и со стойким оттенком отчаяния и безысходности. Что значило для такой женщины, как Маргарита, стать королевой бала Воланда? Это была просто сделка, дабы спасти любимого? Это был поступок отчаявшейся и измученной женщины? Нет. Она просто хотела еще раз его увидеть. Это все. Никаких надежд, никаких терзаний. Потому то Маргарита и решает спасти Фриду в первую очередь (чем доказывает величие своей души и ее ценность). Вечно готовая на все ради своего Мастера, сильная, умная, красивая, преданная, честная, сочувствующая, благородная, храбрая - такой Булгаков изобразил свою Маргариту и, несомненно, многократно превзошел Гёте.
Мастер был человеком совершенно особенным, он был творцом, художником. Он не мог любить Маргариту так, как мог бы любить ее обычный мужчина. Это была любовь бога к богине. Немного найдется на этой Земле женщин, способных любить так как любила Маргарита своего Мастера и немного найдется мужчин, которые достойны того, чтобы их так любили. А Мастер был достоин. Он положил свою жизнь и свою душу на алтарь искусства и (как это обычно и бывает в таких случаях) получил «достойную» награду за свои труды. Еще один творец, чем гений превзошел ожидания публики и критиков. Еще один страдалец, чья душа измоталась в бесконечной банальности и грязи нашего мира. И Маргарита со всей ее любовью едва ли могла спасти его. Это душевная усталость, которую уже ничем нельзя было преодолеть.
В конце романа Мастеру и Маргарите даруют покой. Но не в раю, а в особом, тихом и мирном уголке ада. Это удивительная придумка Булгакова прелестна. Но все же, почему наши герои не могут продолжать жить вместе, долго и счастливо, как говориться? Неужели такая великая любовь не может жить в реальном мире? После всех пережитых страданий, Мастер и Маргарита стали выше земной жизни, и должны были вознестись или перенестись в иной мир. Так и вышло, и вышло, конечно, очень хорошо. Кроме того, проходя ритуал «отравления», герои очищаются от своей скорби и печали, от земного. Нашедшие покой, о котором в нашем мире можно только мечтать, они смогли воссоединиться в вечности.
Воланд. Все почему-то думают, что он не такой уж и злой. Это почему, интересно? Потому что не скачет как заведенный Мефистофель Гёте и не грозит всем рогами, копытами и хвостом? Ах да, он справедливый. Ну а что же тут такого, разве Дьявол не может быть справедливым? Хотя, это еще большой вопрос, является ли Воланд именно тем самым Люцифером (т.е. действительно дьяволом, Сатаной)? Но это оставим как-нибудь на другой раз. Не в справедливости тут дело, а в спокойном принятии всего и всех. Ничто не удивляет, не радует, не поражает, да и не вызывает гнев. Даже рассуждения Берлиоза о том, что Иисуса нет, Бога нет, Дьявола нет и вообще никого нет, его не тревожат. Разве только самоотверженность, стойкость и храбрость Маргариты вызывает легкое восхищение. А труды Мастера уважение. Но это все. Минимум эмоций, никаких пышных представлений перед публикой. Только скромный спектакль в Варьете, чтобы показать этой самой публике, кто она такая и с чем ее следует съесть. И бал, великий, но такой привычный для него, такой обыденный. Да и грешники, степенно ступающие по лестнице, Воланда не волнуют, не восхищают и не удивляют. Их поступки, их кончины, их своеобразные «достижения»- все это так мелко и привычно. Все пустое.
Видел я все дела, что делаются под солнцем,
и вот- все это тщета и ловля ветра.
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться,
и нет ничего нового под солнцем.Соломон. Экклезиаст.
Воланд вызывает уважение и восхищение. Его спокойствие, без примеси классической дьявольской злости и жестокости, его справедливость. Каждому воздаст по делам его… Или это уже не про Воланда, как считается? А все-таки это про него. Нет желания доказывать кому-то свою правоту, вместо этого: "Мы с тобой говорим на разных языках, но вещи, о которых мы говорим от этого не меняются".
Он и сам смотрит на этот мир с не меньшей обреченностью и отрешенностью, чем Мастер. Все партии разыграны, все дилеммы разрешены, все предельно ясно. В этом удивительном образе, созданном Булгаковым, есть непостижимая глубина, знакомая мне разве что по романам Достоевского. Михаил Афанасьевич сумел создать культовый персонаж, ценность которого для русской литературы безмерна.
Коровьев, Азазелло и Бегемот.
Недавно прочитала о том, что Бегемот является любимым персонажем «Мастера и Маргариты» у большинства западных поклонников творчества Булгакова. Как это мило. Я просто горжусь нашей литературой, честное слово. Еще было бы перед кем гордиться. Так вот, пришедшие частично из «Эликсиров Сатаны» Гофмана, эти персонажи вызывают весьма приятные чувства. Никакой особой злости (у Булгакова в творчестве ее вообще нет, он был очень добрым человеком), никаких жестоких казней грешников или праведников. Так, веселая свита, привносящая в роман юмор и живость. Рыцарь, некогда неудачно пошутивший на тему добра и зла и демон Бегемот (между прочим, очень важный в аду господин, если верить некоторым источникам). А про Азазелло и без меня много сказано. Трагичное в шутовстве (в духе Шекспира) и демоническое в котах – со вкусом все это подано, потому и вызывает неизменно приятное чувство.Мне не хочется даже и упоминать других героев романа. Не тянет меня на рассуждения о пресном (как и его «творчество») прозрении Бездомного, на размышления о глупости Берлиоза, или на упоминание Аннушки, которая себе подобных казнит. О них итак уже много всего было сказано. Что тут добавишь, кроме как воландовское «Обычные люди, квартирный вопрос только их испортил». Да и черт с ними! Или Бог? Это уже неважно.
Итак, подводя итог. «Королева в восхищении, мы в восхищении!» Короче говоря, все в восхищении и вполне заслуженно. Спасибо, Михаил Афанасьевич, и простите. Простите за то, что в ваше время жизнь и люди были столь несовершенны, простите, что и в наше время они не стали хоть чуть лучше. Простите, что цитаты из вашего романа произносят по поводу и без. Простите, что обрушившаяся на «Мастера и Маргариту» слава во многом непоправимо исковеркала этот роман. И меня простите, за то, что я пока еще не достигла в полной мере воландовского спокойствия и хладнокровия. Обещаю стремиться к идеалу))
Рисунок Rovina Cai34537