Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Оскар и Розовая Дама. Мсье Ибрагим и цветы Корана. Дети Ноя

Эрик-Эмманюэль Шмитт

  • Аватар пользователя
    Аноним9 июля 2016 г.

    (На сей раз изменю своей привычке и напишу рецензию прежде, чем прочитаю остальные. Заранее прошу прощения, если повторюсь, но будет тяжело писать, разбавив своё впечатление двумястами с лишним мнениями.)

    Внешний обзор

    Шмитт, конечно, замахнулся на чуть ли не самую сложную тему в Литературе: тему поисков Бога. Скорее всего, сознательно он построил все три новеллы практически вокруг одного и того же сюжета - обретения Бога посредством обретения другого родителя. Для произведений, где главное - проникновение в духовную наполняющую существования, это, видимо, правильный вариант. Все три новеллы написаны очень динамично, что сразу подкупает: темпу повествования легко следовать, читается с неослабевающим интересом, профессионализм автора поразителен, на полотне произведений играют все детали, все краски, вплоть до самых мелких. Заметнее всего это в "Ребёнке Ноя", где персонажей больше и сюжет не такой камерный. Удовольствие от технического мастерства достаточно гармонично сливается с удовольствием от сюжетов.

    Шмитт, наверное, не был бы Шмиттом, если бы на его произведениях не было лакировки. Чувствуется продуманность, доминирующая над эмоциональностью, чувствуется постоянное стремление к хэппи-энду, даже когда это сложно осуществить, и уж совсем нехорошее - стремление к комфорту и благу; наверное, самое небрежное описание в новеллах, - это как мальчики на Жёлтой вилле ели траву от голода, вставлено было явно "для пущей реалистичности". Сам Шмитт чурается неприятностей; я всё с замиранием сердца ждал сцен зверства фашистов, но их не было, и я понял, почему. Автор - почти уникальная черта в наше время - бежит всего чёрного. Да, Оскар умирает, но для философа, не забудьте, смерть может восприниматься большим благом, нежели жизнь до 50+ лет в полном достатке, наполненная традиционными перебранками с другом детства и возвращениями туда, где тебе явился некогда Бог. Участь Ибрагима не трагична, о чём он сам заявляет, ведь он воспринимает свою жизнь, как путь, и логично вливается в своё "море"; участь Чёрт-Побери не трагична, ибо она явно реализовала своё бунтарское желание и могла даже гордиться собой под пытками. Дети из больницы, скорее всего, выздоровеют: читатель может полагать, что Оскар искупил их жизни своей смертью. Вся эта "лакировка", тем не менее, становится логичной в философско-религиозном контексте. Немного сложнее с самими детьми: их поведение, часто не соответствующее возрасту, говорит о большой открытости миру и слову. Честно говоря, не уверен, что все дети таковы. Выглядывая из окна, не видишь того мира, который нарисовал нам Шмитт. Но, конечно, это не серьёзный упрёк художественному произведению, автор имеет право показывать мир таким, каким он желает его показать.

    Внутренний обзор

    Самое важное, конечно же, во всех трёх историях, - это явление Бога. Соответствующие эпизоды в "Оскаре" и "Ребёнке Ноя" написаны интересно и впечатляюще, включая мягкое сетование Жозефа, что больше с Богом он не встречался (жизнь потекла совсем не в ту сторону, как даёт нам понять автор). Больше всех повезло Момо: ему Бог явился не духом, а в теле, и пока мальчишка думал, что он получил отца, он получил Наставника, что неизмеримо больше и чего, наверняка, безнадёжно ждут многие люди. Сам он, увы, не станет маленьким местным Богом (вот почему концовка фильма по новелле абсолютно негодна; новелла кончается намного лучше). Так что образ месье Ибрагима для всей книги особенно важен. Тем более что многие люди наверняка воспринимают Бога как продающего блага, одним дешёвые, другим - дорогие, по деньгам. Но не буду вдаваться в субъективные рассуждения. На мой взгляд, внутреннее и внешнее в трёх новеллах слилось гармонично, как муха и янтарь. Философская составляющая была чуть простовата, но для тех, кто только приближается к Вере, наверное, в самый раз.

    Издание

    "Азбуку" приятно взять в руки, выбрана прекрасная картина для обложки. Новеллы располагаются не в хронологическом порядке, видимо, по причине большей популярности "Оскара" - думаю, многие помнят блестящую Алису Фрейндлих в спектакле. Я читал их в порядке выхода, но, по размышлению, считаю, что последовательность должна быть такой: "Оскар" - "Ребёнок Ноя" - "Месье Ибрагим". Явление Бога в теле лучше оставить под конец, да и новелла кончается самым подходящим образом: "открыто по ночам и даже по воскресеньям" - как раз и написано про Бога.

    Спасибо за внимание, на этом мы прощаемся, я иду дальше собирать свою коллекцию. Это было ценное приобретение.

    (P.S. Кстати, кому интересно: идея подобного манипулирования временем задолго до Шмитта появилась в повести Феликса Кривина "Изобретатель вечности", очень выразительная книга, горячо рекомендую.)

    11
    42