Рецензия на книгу
Девушка с татуировкой дракона
Стиг Ларссон
Аноним8 июля 2016 г.-Потому что это так легко, - сказал он, - Женщины исчезают все время. Они никому не нужны. Иммигрантки. Шлюхи из России. Через Швецию ежегодно проходят тысячи людей.
Когда я была подростком, я периодически совала нос на мамины полки и бралась за неподходящие по возрасту книги. Так, многие авторы теперь находятся в разряде нелюбимых, но с кем-то из них я стараюсь примириться, как это случилось с Владимиром Набоковым. Мне было лет 19, когда я прочла первую книгу из трилогии Стига Ларссона. Она меня заинтересовала, но отталкивал женский персонаж (тогда я ещё руководствовалась внешним восприятием персонажа, и Лисбет Саландер явно симпатией не пользовалась) и заключительные части книги, где говорилось об экономических махинациях. Понадобилось 7 лет, чтобы я по достоинству оценила эту книгу и наконец согласилась с мамой-порой не стоит торопиться читать какие-то книги, ведь в силу отсутствия опыта и знаний мы можем просто упустить все приятные ощущения. Сейчас я именно наслаждалась чтением-интересные персонажи, прекрасная детективная история, хорошая развязка.
В оригинале книга называется "Мужчины, ненавидяще женщин". На мой скромный взгляд- это идеальное название и не стоило заморачиваться со всеми этими "девушками". Но переводчикам виднее, и они вывели на первый план главную героиню, хотя мне кажется, что Ларссону было важно показать именно проблему половой дискриминации. К феминизму я отношусь подозрительно, но сложно отметать факты-женщины всегда подвергались и будут подвергаться насилию. Сексуальному, моральному, дискриминация на работе и при получении каких-то должностей. Я лично слышала, как мой научный руководитель считал женщин априори не способными достичь чего-то в науке. Читая книгу в первый раз, я отметала это все. Это случилось не со мной. Это не может случиться со мной и моими подругами. Лишь с опытом понимаешь, что в этом мире возможно все. В начале каждой главы автор приводит неутешительную статистику-сколько женщин подвергаются насилию, сколько о нем молчат. Для каждой страны эта статистика своя. За последние годы ситуация наверно изменилась в лучшую сторону, но мы ведь не всегда досконально знаем, что творится за дверьми наших соседей.
Помимо неудобных вопросов о насилии, есть еще множество аспектов, которые Ларссон выносит на обсуждение - журналистская этика, понятия морали и тех границ, когда стоит во имя идеалов и принципов рассказать правду, но при этом причинить невыносимую боль близким. Вскользь поднимается вопрос о границах личного и дозволенного. Что такое дружба? На чем она основана? Можно ли поступать, как Лисбет - проникать в компьютер наблюдаемого, залезать в его самое сокровенное и личное? Нет, скажете вы, и окажетесь правы. Нет, ответит Саландер, ведь тайны есть у каждого, но у всех они разные - кто-то стесняется признаться, что смотрит программу "Пусть говорят", а кто-то держит на своем жестком диске видео с издевательствами и убийствами женщин. Двояко, и каждый ответит для себя, чью позицию он принимает. Появляются вопросы опекунства и признания недееспособности. В этом вопросе можно лишь посмотреть, как решаются такие ситуации в Швеции, ведь у нас система совсем другая. И скажем, она не самая лучшая.
"Лисбет Саландер в бестселлере 2008 г. :" <...> представьте Лару Крофт в исполнении Анджелины Джоли, наделённую выдающимся умом Шерлока Холмса и мощным инстинктом выживания Скарлетт Охара. Она и средних лет журналист Микаэль Блумквист составляют достаточно странную парочку, а их влечение друг к другу только подливает масло к огонь романов." Так на обороте книги была указана оценка "The New York Times". Сложно представить более нелепого описания главной героини. Лично для меня Лисбет оригинальна и неповторима в своем роде. Раньше я не встречала и навряд ли встречу столь противоречивый персонаж. Посудите сами-встретив Саландер в реальной жизни, вы испытаете мало радости. Асоциальная, неуравновешенная, полностью погруженная в себя, с необычной внешностью и поведением. Обычно мы инстинктивно стремимся уйти от таких людей подальше. И мне, читающей книгу в 19 лет, этот персонаж совсем не понравился. 7 лет, одну татуировку и не одну шишку спустя я начинаю проникаться симпатией к Лисбет, к ее личной трагедии и такому вызывающему поведению. Ну а Микаэль просто красавец. Интересный мужской персонаж.
Отдельно хочу упомянуть экранизации. Я смотрела все - и шведскую с Нуми Рапас в роли Лисбет и американскую, собравшую у себя звездный состав, начиная от моего любимого режиссера Дэвида Финчера и заканчивая актерами Руни Мара и Дэниэлом Крейгом. Скажу сразу, второй фильм мне понравился больше. Атмосфера, музыка, пейзажи, но главное - герои!
Постер к американскому фильму
Шведская экранизация
ИМХО, шведский фильм неплох, но я обожаю экранизацию Финчера, обожаю заглавную музыку в исполнении Ninу Ich Nails (которая в оригинале до этого исполнялась Led Zeppelin). Мне очень нравится Руни Мара - идеальная Лисбет. Понравился красавчик Крейг - хорошо сыграл Блумквиста, именно таким я его представляла. Жалко лишь, что скомкали финал - разявязку с Хариетт.
Фотосессия к фильму
Внешность Руни Мара в жизни
С фильмом была связана одна забавность. Как только он вышел, я потащила супруга в кинотеатр. Я сразу предупредила его о контенте - жестокие сцены насилия будут в изобилии. Но, видимо, не все подготовились к походу, как я. Сзади нас сидели барышни явно школьного возраста, хоть и старшие классы. Они дружно фукали над Лисбет и от ее первого получения денег у нового опекуна. Но а на следующих сценах они просто демонстративно ушли. Вывод? Будьте внимательны, когда собираетесь в кино, иногда рейтинги ставят не просто так.
Я плохо помню следующие книги серии, и не уверена, буду ли их перечитывать. Ощущения от них остались неприятные - история все больше приобретала нереальный оттенок, будто Лисбет не живой человек, а суперсолдат в юбке. Посмотрим, если бумажные варианты книги сами прыгнут ко мне в руки, то почему бы и нет?1697