Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обломов

Иван Гончаров

  • Аватар пользователя
    Аноним8 июля 2016 г.

    Покой русской души

    В школьные и студенческие годы хорошо узнать, что был такой писатель Гончаров и занял он такое-то место в истории русской литературы. Но с каким же наслаждением именно сейчас утопаешь в его строках. Веселый, сатирический, горький, трагический, по-настоящему русский роман. Современному читателю, пожалуй, он напомнит подвыцветший гобелен – ушли бытовые реалии, ставшие чем-то вроде музейной экзотики. Но теплота и проникновенность гончаровского слога ненавязчиво стучится в потаённые¸ сентиментальные уголки души. Мне кажется, сейчас куда важнее «суда» над обломовщиной, для читателя пропитаться любовью к жизни, которая здесь прежде смысла (как позднее призывал делать Достоевский). Очаровательные картинки, нарисованные Гончаровым, отражают саму суть художественности – сделать действительность эмоциональной, сгущенной, вызывающей такие чувства, которые в реальности нам подарить могут только сильные потрясения. Любовь мужчины и женщины в разных ее ракурсах здесь преподносится слегка иронично, будто рисунок на фарфоре. Но это не отменяет музыкальности и некоторой образцовости психологических ситуаций. Три истории, три картинки – Обломов и Ольга, Штольц и Ольга, Обломов и Пшеницына (ну, и в дополнение отношения Захара и Акулины, но они более лубочны). Как много тонкостей в этих историях, с какой живописностью Гончаров пытается уловить и сохранить мельчайшее дрожание струн души каждого персонажа. И, пожалуй, самая трагическая история – последняя. Мало кто вспомнит судьбу героини и посочувствует Агафье Матвеевне, когда умирает Илья Ильич. Это существо, на долю которого достается немало коварно-едких характеристик, в финале вызывает искренние слезы. Ведь ее жизнь, окруженная лишь делами по домашнему хозяйству, оказывается пустой и бессмысленной без любимого мужа. Казалось бы, весь пафос романа в том, что нужно подняться с дивана и жить, чувствовать, мыслить, творить и преобразовывать… Но мне сдается, что Иван Александрович чувствовал и другую правду – права покоя и тишины, когда в жизни есть любовь и семейное счастье. В конце концов, читателям ведь предлагают откровенных злодеев – тот же Михей Тарантьев, например. На заре русского философского романа Гончаров создал произведение, которое встраивалось в современный ему литературный процесс и вошло в историю. Но потомкам кроме истории оставило и ярчайшую человечность, которую не смогли достигнуть ни Герцен до, ни Чернышевский после.

    10
    79