Рецензия на книгу
Murder as a Fine Art
David Morrell
Аноним6 июля 2016 г.Лондон, 1854 год.
Некий маньячина считает себя художником смерти. Являть миру свое искусство он начинает с убийства целой семьи в не самом лучшем квартале. Под раздачу попал владелец магазинчика, его семейство и служанка.
Ничего особо художественного в том, чтобы порешить бедолаг молотком и бритвой и оставить валяться на полу, вроде бы нет, но маньяку, конечно, виднее - он, как выяснилось, действует не наобум, а по плану.Жертвы выбраны не случайно, и подготовка проведена добротная - попадаться полиции наш псих не собирается. И останавливаться в своих жутких деяниях тоже
Отловить лиходея пытаются полицейский инспектор Шон Райан и писатель Томас де Квинси.
Кстати, Де Куинси - реальное историческое лицо, писатель, первая ласточка психоанализа и в некотором смысле создатель жанра документального детектива. Его произведения, упоминаемые в романе Моррела, существуют на самом деле: скандальная "Исповедь англичанина, употребляющего опиум" и эссе в трех частях "Убийство как одно из изящных искусств".
Также реальными событиями являются и вплетенные в сюжет убийства, совершенные в 1811 году.Атмосфера туманного викторианского Лондона отображена прекрасно. Нюансы жизни его обитателей автор расписывает достаточно красочно, но без затянутости. В послесловии Моррелл говорит, что в течении года изучал особенности эпохи - это заметно. К примеру, мне было интересно читать об основании полиции Лондона и детективного бюро Скотланд-ярда и о первых шагах в области процедуры расследования и криминалистики.
Старт удачен, после краткого предисловия сразу же к деяниям убийцы - такой подход мне нравится, без раскачки и хождения вокруг да около.
На первых порах линий рассказа три: об убийце, о полиции в целом и Райане в частности, и о Де Куинси.
Сперва последнее направление показалось мне наименее детективным : мы знакомимся с эксцентричным пожилым писателем и его разумной и практичной дочкой Эмили.
Но вскоре выяснилось, что в причине их прибытия в Лондон кроется некая тайна - это интригует. А там подоспело и знакомство семьи Де Куинси с инспектором Райаном, и отсылки к давним жутким преступлениям, и... В общем, захватывает.Де Куинси у Моррелла получился персонажем интересным - оригинал, сидящий на опиуме и обладающий нестандартным мышлением - психолог-криминолог от бога, умеющий мыслить, как преступник. В послесловии автор упоминает, что при написании его реплик постарался использовать стиль настоящего Де Куинси.
Неплохо вышли и остальные: Эмили, благодаря отцовскому воспитанию слишком сильная и независимая для викторианской леди, инспектор Райан с хорошими мозгами и готовностью принимать новое, констебль Беккер, жаждущий стать детективом.
Подробности преступлений временами довольно жесткие - разбитые головы и перерезанные глотки - но без особых выкрутасов, то есть, потрохов на люстре и тому подобного не имеется. Хотя тем, для кого предел жести - деликатные описания тел в романах Агаты Кристи, это все равно будет слишком.
Сюжет занятный - хватает и экшна, и переживаний за героев, и маньячных штучек, и интересных диалогов, и психологизма.
После романов Энн Перри я стала неравнодушна к историческим детективам, а тут еще и динамичный сюжет с наличием психопата... При желании, конечно, к определенным моментам можно придраться, но в целом мне понравилось.
18132