Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Murder as a Fine Art

David Morrell

  • Аватар пользователя
    Аноним6 июля 2016 г.

    Лондон, 1854 год.
    Некий маньячина считает себя художником смерти.  Являть миру свое искусство он начинает с убийства целой семьи в не самом лучшем квартале. Под раздачу попал владелец магазинчика, его семейство и служанка.
    Ничего особо художественного в том, чтобы порешить бедолаг молотком и бритвой и оставить валяться на полу, вроде бы нет,  но маньяку, конечно,  виднее - он, как выяснилось,  действует не наобум,  а по плану.

    Жертвы выбраны не случайно, и подготовка проведена добротная - попадаться полиции наш псих не собирается. И останавливаться в своих жутких деяниях тоже

    Отловить лиходея пытаются полицейский инспектор Шон Райан  и писатель Томас де Квинси. 

    Кстати,  Де Куинси - реальное историческое лицо, писатель, первая ласточка психоанализа и в некотором смысле создатель жанра документального детектива. Его произведения,  упоминаемые в романе Моррела, существуют на самом деле: скандальная "Исповедь англичанина,  употребляющего опиум" и эссе в трех частях "Убийство как одно из изящных искусств". 
    Также реальными событиями являются и вплетенные в сюжет убийства, совершенные в 1811 году.

    Атмосфера туманного викторианского Лондона отображена прекрасно. Нюансы жизни его обитателей  автор расписывает достаточно красочно, но без затянутости. В послесловии Моррелл говорит, что в течении года изучал особенности эпохи - это заметно.  К примеру,  мне было интересно читать об основании полиции Лондона и детективного бюро Скотланд-ярда и о первых шагах в области процедуры расследования и криминалистики.

    Старт удачен, после краткого предисловия сразу же к деяниям убийцы - такой подход мне нравится, без раскачки и хождения вокруг да около. 

    На первых порах линий рассказа три: об убийце, о  полиции в целом и Райане в частности, и о Де Куинси.
    Сперва  последнее направление показалось мне наименее детективным : мы знакомимся с эксцентричным пожилым писателем и его разумной и практичной дочкой Эмили.
    Но вскоре выяснилось, что в причине их прибытия в Лондон кроется некая тайна  - это интригует. А там подоспело и знакомство семьи Де Куинси с инспектором Райаном, и отсылки к давним жутким преступлениям, и... В общем,  захватывает.

    Де Куинси у Моррелла получился персонажем интересным - оригинал, сидящий на опиуме и обладающий нестандартным мышлением - психолог-криминолог от бога, умеющий мыслить, как преступник. В послесловии автор упоминает, что при написании его реплик постарался использовать стиль настоящего Де Куинси.

    Неплохо вышли и остальные: Эмили, благодаря отцовскому воспитанию слишком сильная и независимая для викторианской леди, инспектор Райан с хорошими мозгами и готовностью принимать новое, констебль Беккер, жаждущий стать детективом.

    Подробности преступлений временами довольно жесткие - разбитые головы и перерезанные глотки - но без особых выкрутасов, то есть, потрохов на люстре и тому подобного не имеется. Хотя тем, для кого предел жести - деликатные описания тел в романах Агаты Кристи, это все равно будет слишком. 

    Сюжет занятный - хватает и экшна, и переживаний за героев, и маньячных штучек, и интересных диалогов, и психологизма.

    После романов Энн Перри я стала неравнодушна к историческим детективам, а тут еще и динамичный сюжет с наличием психопата...  При желании, конечно,  к определенным моментам можно придраться, но в целом мне понравилось. 

    18
    132