Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Go Set a Watchman

Harper Lee

  • Аватар пользователя
    Аноним6 июля 2016 г.

    Была настроена ее заочно возненавидеть, а в итоге осталась очень довольна

    Во времена Великой депрессии мистер Финкни Сьюэлл, известный в Мейкомбе независимостью суждений и воззрений, выкопал из могилы родного дедушку и выдрал у него все золотые зубы, чтобы уплатить по закладной. Когда шериф притянул его к ответу за разграбление могил и незаконный оборот золота, мистер Финк отбрехивался тем, что если родной дедушка принадлежит не ему, то кому же он принадлежит? Шериф ответил на это, что покойный М.Ф. Сьюэлл является общественным достоянием, но в ответ внук огрызнулся, что участок кладбища принадлежит ему вместе со всем содержимым, а именно – покоящимся там его собственным дедушкой и его зубами, и потому он решительно протестует против ареста. Общественное мнение Мейкомба поднялось на его защиту, сочтя, что мистер Финк ведет себя в высшей степени достойно, ибо старается как может платить свои долги, – и правосудие оставило его в покое.

    Книгу собиралась прочесть исключительно, чтобы иметь право ее осуждать. Ну не люблю я такие "камбэки" много лет спустя, меняющие суть любимых персонажей. Однако, после прочтения книги, у меня создалось ощущение, что все, пишущие в СМИ и Интернете гневные рецензии, куда-то не туда смотрели.

    Основной посыл этой книги не в том, чтоб призвать людей быть расистами. А в истине, так остро очевидной сейчас: люди разных рас и разных национальностей могут хотеть жить в мире и согласии, а могут и не согласиться жить по единым установленным правилам. И это четко показывает нам книга. Нет плохих и хороших рас и национальностей, есть согласие и несогласие. И автор говорит нам, что согласия порой добиться очень сложно. Можно легко высказать свое мнение, даже не высказать, а залепить его как пощечину, как это сделала Джин Луиза. Но мира для всех добиться сложно - нужно работать над этим каждый день, жить в родном городе, любить родной город, знать его особенности и нюансы. Хотеть решать его проблемы. Много ли вообще в мире людей, которые действительно готовы посвятить свою жизнь и всего себя решению чужих проблем? Мне кажется, что нет. Вот и Джин Луиза к этому не готова.

    Эта книга, в общем-то, сейчас особенно злободневна. Взять хотя бы репортажи о поведении беженцев в Германии. Заслуживают эти люди счастья, права на жизнь, на дом и прочих общепринятых и общечеловеческих прав? Безусловно, все люди заслуживают такие базовые права. Согласны ли они жить по принятым в Германии правилам? Не уверена, судя по многочисленным сообщениям о совершенными ими нарушениями закона этой страны. От грабежа до изнасилования.

    Люди так любят говорить о том, что проблема появления так называемого расизма исключительно в пропаганде, в некой закостенелости мышления, передаваемой из поколения в поколение, и люди, увы, похоже увидели в этой книге именно это. А между тем, на мой взгляд, центральным здесь моментом является тот факт, что внук Кэлпурнии, няни-негритянки Джин Луизы, задавил насмерть пешехода при превышении скорости. И в этом я вижу некую злободневную параллель с тем, что происходит сейчас. В этой книге чернокожее население не хочет жить по принятым в этом городе правилам. Не хочет соблюдать законы, пусть и такие, как ограничение скорости при управлении автомобилем, не хочет отвечать за последствия согласно букве закона. Кэлпурния ведь злится на Джин Луизу исключительно потому что не согласна с тем, какое наказание ждет ее внука. "За что вы все с нами так?", спрашивает она, не хотя принимать то, что закон должен быть един для всех.

    Мне кажется, что в этой книге показано то, что люди так часто любят отрицать: не только какие-то предубеждения, слухи и прочая информация формируют негативное отношение к группам людей, сформированным по расовому, национальному или какому-то иному признаку. Но и сами поступки этих людей.

    В этой книге показано непростое общество, в котором много проблем. Но их можно решить, если хотеть их решать. Я не увидела, увы, желающих сесть за стол переговоров ни с той, ни с другой стороны. Лишь озлобленных в той или иной мере людей. В чем-то их трудно винить, люди всегда пытаются защитить себя и то, что им дорого, пусть они и не правы. Но все-таки мне кажется, книга обозначила главную проблему общества - отсутствие желания добиваться мира для всех.

    7
    28