Рецензия на книгу
Слишком много кошмаров
Макс Фрай
Аноним1 июля 2016 г.Это, конечно, хорошо и закономерно, что Лабиринты, Хроники и Сновидения Ехо не похожи друг на друга. Всё время читать одно и то же не выдержит даже самый преданный читатель. Но есть одно "но", и мне нужно его выразить.
Лабиринты знакомят совершенно неподготовленного человека с Миром и его героями, некоторыми правилами жизни в нем, и всем к этому прилагающимся. Читатель переживает с Максом все события, приятные и неприятные, весёлые и грустные; проникается атмосферой, гидросферой, биосферой и еще некоторыми оболочками чудесных и разнообразных мест действия, о которых узнаёт.
Хроники берут того же читателя, немного (или много, как повезёт) потрясенного последними событиями Лабиринтов, наливают ему одну за другой чашки кофе и чая - привычных напитков, приготовленных по новым рецептам, - приправляют их историями из прошлого, далёкого и не очень, рассказанных в кругу дорогих друзей, и всё становится даже лучше, чем было прежде.
Сновидения... даже не знаю, что делают сновидения. Потому что основная сюжетная линия о том, что Ехо снится самым разным людям из самых разных концов Вселенной, и этим людям угрожает опасность, до сих пор (за две-то книги!) не получила заметного развития и даже не обросла захватывающими подробностями. Бесконечное множество историй могло случиться с героями в процессе поиска решения, но нет, всё сводится к тому, что они случайно кого-то заметили и так же случайно чем-то помогли. Допустим, подобный подход был свойственен Тайному Сыску всегда, но каждый раз он с разной степенью плавности перетекал то в увлекательную прогулку по соседним улицам или путешествие в другие города, то в экскурсию в Зал Устройства Мироздания в местном музее, то в сеанс Проникновения в чужое Мировосприятие, то во всё и сразу, или во что-нибудь другое, что и описанию не поддаётся.
Теперь же интересные события плавают в океане утомительной беготни и пустых разговоров с перерывами на рекламу перемещений Тёмным Путём. Это не тот Ехо, который я знала, решительно не тот! Однако отсутствие динамики в развитии событий было не столь болезненно, сколько отсутствие участия привычных персонажей в нём. Да, и раньше было несколько ведущих персонажей на историю, а остальные шли фоном, но в Лабиринтах это как-то объясняется небольшим размером каждой отдельной истории, в Хрониках - характером повествования, а для Сновидений оправданий я не нашла. Все живы, все в Ехо, книжка большая, тогда почему я слышу о домашних питомцах и их настроении чаще, чем о Кофе или Мелифаро? Почему отношения Меламори и Макса - такие важные и жизненно необходимые когда-то для обоих - развиваются меньше, чем не развиваются вообще? И почему присутствующие персонажи изменяются в непонятном и, более того, совсем не нужном направлении? Почему о последних событиях говорят так быстро, словно хотят, чтобы мы ничего не запомнили, и потом не задали уточняющих вопросов? Зачем постоянно напоминать о том, какое количество событий произошло в Лабиринтах? Всего не упомнить (лишний повод перечитать), а перелистывать другие книги в поисках страницы с подробностями каждый раз утомительно. Список вопросов можно продолжить, а можно свести к одному восклицанию: автор, прекрати это невнятное нечто и верни любимое Ехо обратно!
Всё, что остается после прочтения - ощущение ужасного дисбаланса. Я искренне надеюсь, что дальше всё вернётся на свои места, но если это не так, то печали моей не будет конца и края.
Напоследок я вернусь к словосочетанию, которое использовала в самом начале рецензии, а именно - преданный читатель. Оно как нельзя лучше описывает сейчас мое двойственное состояние: я бесконечно предана Ехо и всему, что с ним связано, но чувствую, что в этот раз доверчивую меня где-то предали. Может, по мелочи, может, по-крупному, но факт остаётся фактом.
10294