Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Gargantua and Pantagruel

Франсуа Рабле

  • Аватар пользователя
    Аноним30 июня 2016 г.

    Всё же книги - плоть от плоти своего времени. Вольно или невольно автор в своем произведении являет иллюстрацию тех или иных явлений того времени, в котором они писались. Единственная сложность - суметь грамотно вычленить это их воплощение в книге, после чего можно легко ответить на вопрос, зачем и почему это произведение возникло и в чем его ценность. Это, конечно же, если не касаться художественной составляющей.
    Для объективной оценки "Гаргантюа и Пантагрюэля" Рабле, как мне кажется, следует читать самый что ни на есть оригинал, так как перевод, как бы его не пытались адаптировать, вряд ли способен передать все прелести игры слов, которые демонстрирует нам автор и пытался показать переводчик. Все эти Оближи, Обглодай, Обсоси, Фанфарон, Анарх, папофиги с папоманам, выглядят несколько... топорно. Возможно, в оригинале этого бы не было. Хотя с другой стороны, "а можа так и трэба?".
    С другой стороны, автор практически всю книгу строит на гротеске. На гротеске от слова "совсем". Если у Ремарка у героев железная печень, тот у героев Рабле она как минимум титановая. Цифры, цифры, которые передают масштаб какого-нибудь обеда, вселяли в меня суеверный ужас. Про "парижский дождь" made by Гаргантюа я вообще молчу.
    В целом же в своем произведении Рабле являет себя как нормального такого вольнодумца своего времени, который держит нос по ветру в соответствии с новыми веяниями. Такой тип творцов распространен во все времена. Осуждающие старое и верящие в светлое новое.
    Роман являет собой сатиру. Сатиру, которая не могла появиться раньше и была бы устаревшей поздно, плоть от плоти своего времени. XVI век, Средние Века закончились, в Европе разворачивает свои знамена Реформация, а Святой Престол с пугающей быстротой теряет свою монополию на людские умы. И вот вам пожалуйста, книга с папефигами и папоманами, Постником и Колбасами... Хотя больше всего меня порадовали монахи, готовые убивать за свое винишко и организовавшие на почве своего алкоголизма самый действенный очаг сопротивления войскам Пикрохола. Хотя больше всего, конечно, доставил монастырь, основанный после войны братом Жаном. Делай что хочешь. Ну просто Тимон и Пумба в одном лице со своим видением "Хакуна матата", бросивший вызов "классическим" монастырям и религиозным орденам.
    И таких гротескных иллюстраций в книге не счесть.
    Но сама книга мне не понравилась. Всё удовольствие я получал, только проводя параллели явлений книги со своими скромными познаниями. А так... Читается не то чтобы тяжело. Скорее - странно. Странная манера подачи сюжета, странная логика (хотя какая к черту логика в сатире?) развития сюжета...
    Мне понятно, зачем и почему возникла эта книга. Но на мой взгляд, она интересна лишь как исторический источник и памятник литературы XVI века. Перечитывать я её не буду. Никогда.

    3
    77