Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
Аноним30 июня 2016 г.Мне не лучше и не хуже. Мне - никак.Пожалуй, эта книга - лучшее, что случилось со мной в этом году.
Нет, даже не так, она лучшее, что случилось со мной за всю мою читательскую карьёру.
"Триумфальная арка" стала моей первой книгой во многих отношениях. Например, это моя первая книга Ремарка и я не могу сейчас сказать, жалею ли я, что начала знакомство с автором с такой, довольно тяжелой, книги (хотя, тут закрадывается вопрос. А у него вообще есть лёгкие книги?). Она стала первой моей классической литературой за многие годы (не считая, наверное, "Мастера и Маргариту", её я за последние четыре ода дважды читала). Она стала первой крупной книгой о войне (да, тут рассказывается лишь о преддверии Второй Мировой, но для доктора Равика - главного героя романа - война эта никогда не заканчивалась). Она стала для меня своего рода откровением, ведь, давайте на чистоту, до "Триумфальной арки" я не читала настоящих книг о любви. Все эти сопливые романчики типа "Сумерок" и иже с ними, нельзя назвать настоящими историями о настоящей любви. Подростки не способны на любовь, про которую стоит писать книги, ИМХО.
Самое интересное то, что эта книга хоть и является представителем классики, но мне её читать было достаточно просто. И это несомненно странно, ведь ранее у меня отношения с классикой не складывались. То ли мне не подходят ценности, описываемые в таких книгах, то ли я просто на тот момент просто до них не доросла. А может всё дело в сюжете книги, в котором главное место (ну, одно из главных мест) отведено войне, а мне она, ой, как знакома.
В целом, лично для себя я разделила сюжет книг на три эдаких ветви, порастающих из одного корня - нашего главного героя: любовная история Равика и Жоан от их случайной встречи до смерти последней; надвигающаяся война, неверие, что она таки случится, мгла, висящая над Францией, Европой и всем миром, сгущающийся туман страха и ожидания ужаса; и жизнь самого доктора Равика - человека, прошедшего через одну войну и ожидающего другую, человека, боящегося своего прошлого и не верящего в будущее, того, кто не жил, а существовал. Эти три линии переплетены между собой стальными канатами и ни одна не может существовать без другой. Что же до моего отношения к ним, то я сейчас скажу ужасную вещь: мне не понравилась любовная линия романа. Даже не совсем так, я её просто не замечала. Да, возможно, это я такая черствая, бесчувственная и не способная прочувствовать силу истиной любви, да вот только я не увидела тут таковой. Со стороны Жоан так точно. Её ветреность, непостоянство и неспособность остановить выбор на одном единственном мужчине бесила до зубовного скрежета. Ты утверждаешь, что любишь его, а сама живёшь с одним и крутишь шашни ещё с несколькими? Ты не можешь остановится? Существуют однолюбы, но ты не из них? Что? Я не утверждаю, что я однолюб, но я хотя бы не клянусь, что люблю только одного человека, а остальные - это так, развлечения ради. Короче, эта часть сюжетного повествования меня привлекла не в той степени, в которой я ожидала, прочитав аннотацию. Если меня что-то и впечатлило, так это финал этих довольно странных отношений. И он ОЧЕНЬ сильно напомнил мне развязку отношений Скотта и Эллисон из Teen Wolf. Простите, не смогла сдержаться.
Что же касательно двух других линий повествования, то тут всё очень положительно. Что можно сказать о приближении Второй Мировой войны? В неё не верили. Её боялись. Её ожидали. Её пытались предвидеть и обойти. Старались избежать и спрятаться от неё. Не вышло. Не смогли. Не захотели. Плохо старались. Настолько шикарно описать предчувствие грядущих перемен может только человек, который пережил всё это, и у Ремарка, представителя потерянного поколения, своими глазами видевшего Две Великие Войны, это получилось как нельзя лучше. Этот страх, ожидание неизбежного, попытки показать всем и, в первую очередь, самому себе, что всё хорошо, были похожи на пир во время чумы. И именно в таком мире жил доктор Равик - немецкий беженец, нелегально живущий во Франции, жизнь которого олицетворяет третье направление сюжета романа.
Нищета делает из человека циника. В первую очередь - по отношению к себе. ©Доктор Равик не имеет права практиковать хирургию во Франции, потому что у него нет паспорта, нет визы, нет права на жизнь в этой стране, нет прошлого и нет будущего. Он человек, живущий одним днём, ибо попытки загадывать наперёд не принесут ничего, кроме горького разочарования. Он живёт в отеле, хозяйка которого скрывает нелегалов, дружит с русским, бежавшим из России после революции 1917 года (кстати, что мне понравилось, так это то, как описывает Ремарк Морозова. Никакого пренебрежения к русским. Чистые факты, отвечающие правилам эпохи того периода. Огромный плюс в копилку писателю), иногда оперирует особо тяжкие случая за гроши (а ведь он талантливейший хирург) и пытается не вспоминать прошлое. Ему казалось, что жизнь будет таковой всегда, но потом он встречает Жоан Маду, итальянскую актрису, которая изменила его жизнь навсегда. Любил ли он её? Однозначно. И явно больше, чем она его. А может и нет. Но после того, как пришла finita la commedia, он добровольно отправился в лагерь для интернированный беженцев. Его жизнь была чередой испытаний и Равик стойко выносил их все, не опуская головы, не теряя воли к жизни, смотря только вперёд. Именно это в конечном счёте помогло ему отомстить. Этот эпизод, кстати, достоин отдельного упоминания, ибо это было просто How To Get Away With Murder или руководство по беспалевному убийству твоих врагов. Да и Борис показал себя истинным другом. Помог советом и делом.
Короче, книга мне понравилась. Понравился сюжет, понравился слог автора, понравилась развязка. Буду и дальше знакомится с работами Ремарка. Пора окунутся с головой в классику.15108