Рецензия на книгу
Возвращение в Брайдсхед
Ивлин Во
Аноним29 июня 2016 г.Возвращение в Брайдсхед считается одним из самых неожиданных и глубоких романов Ивлина Во. Я читала его к встрече книжного клуба, поэтому сразу же после книги посмотрела последнюю экранизацию. По итогу, мои впечатления – это смесь образного ряда фильма, текста книги и сюжетных элементов, которые в книге и фильме разнятся.
Брайдсхед – один из тех меланхоличных романов, которые вгоняют тебя в задумчивость, в каком бы радужном настроении ты не находился. Роман пронизан увяданием английской традиционной аристократии, ее мира богемного и одновременно невероятно тонкого в культурном отношении. На смену высокому искусству приходит фальшь и пафос и то же самое происходит в социуме. Люди нового века – это слегка жуликоватый Рекс Моттерем и очаровательная Селия Райдер. Им принадлежит будущее, также как семье Флайт, хранителям сокровищ Брайдсхеда, принадлежит прошлое. Чарльз Райдер по нелепой насмешке судьбы застрял между прошлым и будущим и совсем не в настоящем, но в альтернативной карманной Вселенной, где время остановилось, и он раз за разом переживает то одно, то другое лето в Брайдсхеде.
Чарльз, будучи творческой натурой, художником, как никто остро чувствует утонченность и аристократичность Флайтов, каждый представитель этой семьи также является в своем роде неким завершенным произведением искусства. Единственное, что остается для героя загадкой в Себастьяне и Джулии – это их вера. Незыблемая и непреодолимая. Вера, которая должна вдохновлять, но по трагическому стечению обстоятельств, она подтачивает героев. Изнутри, капля за каплей, день за днем, год за годом. Не упрощает ситуацию и мать семейства, леди Марчмейн, которая годами несет на себе печать мученицы, на самом деле являясь тайным тираном семьи.
«Возвращение в Брайдсхед» - многогранный роман, это и история любви, и история веры, история падения и воскрешения, предательства и прощения. История самого английского общества, болезненного осознания, что золотая эра аристократии уходит в прошлое и уступает место чему-то более шумному, земному, вульгарному и более доступному для всех. В позиции почти каждого героя чувствуется обреченность, смирение с уготованной ему судьбой. Даже если это неминуемая и скорая гибель. Возможно вера Флайтов – это символ, то единственное, чего окружающий бурный, настойчивый, оглушительный мир не способен их лишить, последнее прибежище.
Мартин Грин в своей книге "Дети Солнца: история английского декаданса после 1918 года" утверждает, что после первой мировой войны ведущие позиции в английской литературе были захвачены Детьми Солнца - молодыми людьми, выходцами из элиты, часто гомосексуалистами, в основном выпускниками Итона, относившимися к старшему поколению с глубоким презрением. В пример Грин приводит героев Ивлина Во: Себастьяна из "Возвращения в Брайдсхед" и Безила Сила из "Hе жалейте флагов". Грин полагает, что люди эти оказали самое разрушительное влияние как на литературу, так и на жизнь общества в целом: по его мнению, именно по их вине литература и нация пришли в упадок.Теперь я могу понять, почему Льюис и Толкиен испытывали антипатию к реальным прототипам романа Во. Сочувствовать человеку, настроенному на саморазрушение и зацикленному на самом себе можно только до определенного момента. Рано или поздно ты устанешь биться в закрытую дверь и не получать ответа. Для Себастьяна, он сам = весь мир, и когда ему, лично ему, плохо, пусть все остальное в жизни катится к чертям. А поскольку Себастьян не способен обрести покой, то мир пребывает «у чертей» постоянно. А теперь представьте, 30е годы, в воздухе посвежело и вдали рокочут первые предгрозовые раскаты, намекая на грядущую войну. А значительная часть интеллектуальной элиты Британии находится вот в таком апокалиптическом состоянии. Способна ли страна, погруженная в депрессию оказать отпор? Впрочем, вероятно это тема отдельной дискуссии.
Можно сколь угодно долго воспевать внутренние терзания человека, когда для них существуют реальные основания, но когда даже после исчезновения раздражителя, человек изобретает все новые и новые пытки и самоистязает себя до изнеможения, то он совершенно точно мазохист и получает от своих страданий удовольствие.
ИТОГО: Роман показался мне интересным и весьма иллюстративным относительно аристократических настроений в обществе конца 20х-30х годов 20го века. Но та эмоциональная атмосфера, в которую читателя швыряет автор, меня невероятно угнетала. Будьте готовы к тому, что после прочтения Брайдсхеда, вы несколько недель будете меланхолично размышлять о тлене и тщетности бытия.
Цитата из статьи Т. Шиппи "Толкин как послевоенный писатель"27160