Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    bru_sia28 июня 2016 г.

    Очень непросто писать отзыв, если книга очень понравилась, если в ней затронуты вечные темы и подняты вопросы, на которые человечество до сих пор не отыскало ответа. Здесь опять будет жалкая попытка анализа, так что имейте в виду, мне придётся неоднократно общаться к сюжету.

    Очень ярко и очень точно передан образ учёного, ослеплённого посетившей его идеей и не останавливающегося ни перед чем во имя её осуществления. Этот учёный, вопреки ожиданиям, с первых минут вызывает симпатию: это начитанный, образованный человек из прекрасной семьи, выросший в атмосфере любви и окружённый ею на протяжении своих исследований. Так что у читателя не возникает удивления или недоумения, когда, после долгого изнурительного интеллектуального труда, совмещенного с многочисленными опытами, этому добросовестному исследователю открывается один из секретов мироздания. Отныне он окрылен этим великолепным открытием и день и ночь трудится над созданием живого, мыслящего существа. А когда цель достигнута, этот умный, казалось бы, и ответственный человек ведёт себя неосмотрительнее, чем пятилетний ребёнок: творение исчезает, а создатель изо всех сил делает вид, будто бы его и не было (ни единой попытки разыскать его! Напротив, Виктор испытывает облегчение от того, что его монстр, как он незаслуженно именует своё создание, исчез). Поражающая безответственность! Так же, пока Франкенштейн работал над сотворением своего демона, он ни разу не задумался о том, как познакомит своё творение с миром, поможет и направит его на непростом пути познания, даст понятие о добре и зле... Словно бы его забота - лишь оживление мёртвой материи, а воспитание души, которой, на секундочку, именно он наделяет бездыханную плоть, его уже не касается. Детей своих, интересно, он бы тоже оставил на попечение Элизабет, не интересуясь их дальнейшей судьбой? Сомневаюсь.

    А потом, после первого осмысленного столкновения со своим творением (по прошествии двух лет после означенной истории) Виктор тоже совершенно по-детски обвиняет его во всех свалившихся на него напастях: а разве не ты его создал? Разве не тебе отвечать за его преступления, если это творение твоих собственных рук? Но нет, во всём виноват адский демон, а я всего лишь несчастный страдалец, на мою долю выпало столько суровых испытаний. Я так сожалею о содеянном, но ни за что не расскажу о нём ни одному живому существу - ведь они не поверят мне и сочтут сумасшедшим (только это меня останавливает, ей богу!). А на деле он всего-навсего боится понести ответ, боится, что его любящая семья разочаруется в нём и от него отвернётся.

    А что же чудовище? А чудовище в нравственном смысле стоит гораздо выше своего инфантильного создателя: он за считанные годы (то есть в поистине поражающий воображение срок) познал жизнь, научился поддерживать огонь, собирать хворост, освоил язык и письменность - прошёл весь путь, на который человечеству потребовались миллионы лет, кроме того, сделал это без посторонней помощи. Он ли виноват в собственном уродстве? Таким его создали. А вот чистота души - целиком и полностью его заслуга, здесь создатель остался непричастен (возможно, и к лучшему. Возможно, Виктор бы воспитал его эгоистичным и малодушным, каким оказался сам). И кроме того, он, как никто, остро ощущает своё одиночество и хочет простого счастья, это ли не человечно?

    Книга поднимает и оставляет после себя ещё немало философских вопросов: Нужно ли познавать природу? Можем ли мы познать мир целиком, во всей его красоте и многообразии? Имеем ли право вмешиваться в естественную природу вещей, если точно не знаем, какими будут последствия? Научная мысль не стоит на месте: человек строит суда, чтобы пересечь океан, запускает в космос ракеты, расщепляет атом, создаёт искусственный интеллект... А вопросы, поставленные ещё алхимиками, по-прежнему не находят ответа.

    6
    71