Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции

Сельма Лагерлёф

  • Аватар пользователя
    Аноним28 июня 2016 г.

    География гуся

    "Вы не знаете, что такое гусь! Ах, как я люблю эту птицу! Это дивная жирная птица, честное, благородное слово. Гусь! ... Крылышко! Шейка! Ножка!"
    (И.Ильф, Е. Петров)

    Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок географии. Как вы уже знаете, каждый из вас в часы досуга должен уметь заниматься кустарными промыслами. Только тогда ваш дом обретет уют и достаток, и его никогда не покинет счастье. Мы будем мастерить географического гуся.
    Что есть Швеция по-гусиному? Что есть гусь по-шведски?

    Перед вами схема строения гуся, другими словами гусеграфия.

    §1
    Гусиная тушка. Крупная. Увесистая. Добротная. Это будут недра. Набьем тушку - косточками горами, мышечными волокнами - лесами, пронижем сетью сосудов-речек, не забудем о желудке, печени и прочих органах - шахтах, щедро поставляющих нам продукты жизнедеятельности. Добавим для рельефу с боков и в задике жирка, чтоб получилось местами мясисто, местами костисто, местами холмисто бугристо.
    Долго останавливаться на этом параграфе не будем. Если желаете подробностей, физическая карта вам в помощь.

    §2
    Что делает гуся гусём? Правильно - шея. Что делает географа географом? Правильно - путешествие. Шея - это путь-дорога. Бывает короткая и прямая, бывает длинная и извилистая. В нашем случае гусиное горло на редкость неоднородно. То как математик стремительно летит по кратчайшей из пункта А в Б, то как анатом уподобляется петлям кишечника и завязывается морскими узлами, то как сказочник трижды пробегает по одному месту, то как физик включает инверсию и меняет местами пространство и время.
    Шикарная шея. Каждый день пути гарантирует новые ощущения.

    §3
    Гусиные лапки. Опора птичьего тела. Несут на себе тушку по морям-волнам, а в случае надобности и по долам. Это стая, то бишь гусиная семья. Вместе мы сила. Народ. Юкси, какси, кольме, нелье ....
    Жаль только, что члены стаи оказались совсем безликими, как счётные палочки. Количество прибывает, убывает, десятком больше, десятком меньше, серый, белый, старый, молодой. Главное держать строй и быстро махать крыльями.

    §4
    Крылышки. Не, не крылышки, а крылышищи. Они у гуся огромны. Попробуй-ка подними такую тушу. Кто помогает оторвать нам тяжёлый зад от дивана и на всех парусах несёт в неведомые земли? Друзья. Есть у нас парочка персонажей, которым отведено особое место. Пусть они и будут крыльями. Тем более нередко на их плечи ложились тяготы таскания и вытаскивания.
    Утиный пасынок Горго-орёл и Батаки-ворон. Одним словом два сапога крыла - пара.

    §5
    Голова гуся. Маленька да удаленька. Вожак стаи. Вместилище мозга - коллективной мудрости. Знает, что делает и знает, что надо делать всем. С хорошей головой и клюв-оружие не нужен. Девочки могут посадить туда мать-покровительницу Акку, а мальчики - короля-отца и защитника.

    §6
    И, наконец, самая красивая часть гуся.
    Втыкаем пёрышки. Имя им легион. Каждое легенда. У каждого свои хранители - медведи, лошади, лоси, собаки, ужи, тюлени, бабочки-"монашенки", великаны, троллихи, лесорубы, рудокопы, углежоги, пастушки, гусопасы, учителя....
    Перо прекрасно. Совершенно и самодостаточно. По отдельности каждая история проста и неказиста, но легка и белоснежна как пух. Все вместе они даруют гусю чудесный сказочный наряд. К перьям не пристает грязь. Но осторожнее, дети, их можно испортить, если грубо дербанить на волоски.
    Приглядитесь, часть пёрышек обломана. Если запрятать их поглубже, дефекты не будут бросаться в глаза. Неискушённый зритель не заметит изъяна. Но помните, если сказку препарировать под микроскопом и загонять в логические рамки реальности, она утратит своё волшебное очарование.


    Итак, у нас получился прекрасный шведский гусь!


    Он идет на меня и шипит, как граммофон. Но я не из робкого десятка. Другой бы на моем месте убежал, а я стою и жду. Вот он подходит и протягивает шею, белую гусиную шею с желтым клювом. Он хочет меня укусить. Заметьте, моральное преимущество на моей стороне. Не я на него нападаю, он на меня нападает. И тут, в порядке самозащиты, я его хвата…
    (И.Ильф, Е. Петров)

    - Учитель, а как же Нильс? Куда посадить его? Неужели такому крохе не отыщется места?

    • Нильс... Нильса, ребята, я не знаю куда пристроить. Этот негодный мальчишка постоянно нарушает целостность нашей чудо-птицы. Я пытался вложить ему в руки клей, чтобы он накрепко связал все части гуся. Но как истинный сорванец, он оказался дюже неаккуратен и нетерпелив. Сначала Нильс делал свою работу как надо, части были подогнаны идеально, но чем дальше, тем меньше оставалось у него усидчивости. Начался тяп-ляп, клеевые кляксы угваздали дивное оперение. Нильс постоянно совал нос, куда не надо. И вместо того, чтоб наслаждаться выведением гусят, мы должны были отвлекаться на его бестолковые поступки. Помощь близкому - прекрасная штука, но когда для спасения выбирается самый сложный и трудозатратный путь, остается только сетовать. Вспомним, сколько времени потратил полудохлый замерзший конь, отыскивая мальчишку, когда ворота в хлев спокойно открылись без его участия. Или легендарное освобождение запертого захлопнувшейся ставней ворона, путём выдалбливания стамеской дыры в стене изнутри дома.

    Если вы, ребята, найдёте Нильсу местечко, я буду только рад. Мне же, старому учителю, хочется выставить его вон из класса.

    8
    114