Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Bellman and Black

Diane Setterfield

  • Аватар пользователя
    Аноним27 июня 2016 г.

    В моем понимании английский роман должен быть именно таким: история роста, развития и умирания (во всех смыслах) героя и/или семьи, достаточно неспешное повествование без излишних эмоциональных авторских вкраплений (не потому, что автор бессердечная брюзга, не потому, что в книге нет моментов для переживаний и причитаний, просто все они остаются на долю читателю, пусть сам решает, нужно ли всплакнуть и где это сделать), с в общем-то заранее понятным финалом, но без желания бросить книгу до ее окончания. Такая Сага о Форсайтах без Форсайтов и с меньшим количеством персонажей (и страниц), правда с элементами проклятья (но все же не хорора).
    Сюжет. Живет вполне трудолюбивый и талантливый Ульям Беллмен, от рождения не удостоенный надеждами на процветающее будущее, трудяга, гений в вопросах бизнеса и вообще неплохой такой товарищ: заботливый и внимательный сын, приятный любовник, благодарный племянник, тактичный партнер, верный муж, любящий (но без надрыва) отец, надежный компаньон… И без всяких там сделок с дьяволом и его приспешниками, всё сам. Но вот допустил, бедолага, будучи ребенком, серьезный промах, попав наспор из рогатки в грача, что стало причиной смерти последнего. После сего неприятного события все жизненные тяготы, которые разбавляли достаточно успешную жизнь даровитого и вполне везучего (по принципу – везет тому, кто везет, а не свалившейся удачи) связываются или (Беллмен связывает?) с этим несчастным удачным выстрелом.
    Насколько роман готический? Вот с этим определением у меня по ходу пьесы (т.е. романа) были сомнения. Ну да, элементы мистики есть, конечно, мрак там всякий, проклятие, кругом грачи. Вместе с тем, для меня вся эта жуть была лишь фоном и не особенно даже влияла на восприятие происходящего в жизни несчастного Беллмена. И дело не в моей рациональности или неверии в сверхъестественное. Просто до самого финала я всё думала, что г-жа Сеттерфилд возьмет и сделает, что называется финт ушами, и превратит всю эту готику и мистику в психологию, скатившуюся до психопатии, сделав ее следствием снедающего чувства вины. Вот в этом для меня и состояла настоящая интрига: так все же в чем штука-то – проклятии или самоистязании на почве непрощения себя нелюбимого?
    Не могу не упомянуть про весьма любопытное описание особенностей управления фабрикой и магазином того времени (как вам отчет об эффективности работы в количестве стоптанных пар башмаков посыльными?), а также интереснейшее описание околопогребальных ритуалов того времени: что там ношение чего-нибудь потемнее на похороны, тут целый мир тесемок, лент, приглашений, предметов туалета, украшений из подходящих сортов агата и черного янтаря, оттенков цветов нарядов для разных этапов (!) траура по усопшему... Не знаю, как на счет жизни, но смерть раньше была явно поинтереснее, во всяком случае для скорбящих.
    Мне понравилось. Даже очень понравилось! Может, потому что еще не читала (но точно буду) «Тринадцатую сказку» (смотрю, большинство почитателей первого произведения Сеттерфилд негативно отнеслись к ее второму произведению). Может, потому что мне нравится Англия - не с лондонским метро и колесом обозрения, а с ее девонширскими, дербеширскими и прочими ширскими просторами, наивностью, текучестью жизни. Может, потому что я против всякого рода убийств животных ради забавы, а еще я верю в то, что за все нужно платить, и не важно – довлеющим проклятием, приносящим горе всем близким, или собственным психическим здоровьем.

    7
    30