Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мефодий Буслаев. Самый лучший враг

Дмитрий Емец

  • Аватар пользователя
    Аноним26 июня 2016 г.

    «У самого хорошего и самого плохого в жизни есть одна общая черта. И то и другое рано или поздно кончается.»

    Вот подошла к своему концу и история Мефодия, а также его друзей и близких, союзников и врагов. История длиною в – страшно подумать – двенадцать лет. Для меня, как для читателя, в восемь, но и истоки ведь тоже прекрасно помнятся, как вчера: эта заманиловка на переплете гроттеровских «Ботинок кентавра» и интригующая зацепочка в сюжете, которая в итоге оказалась наглым голимым пиаром) о, ностальгия…) В общем, очень к месту как раз и приходится сейчас цитата из «Самого лучшего врага»: «Время – это размотанный клубок бытия, который однажды скатают вместе, и тогда временные связи исчезнут, станут ненужными, лишенными всякой логики. Потому что зачем идти по длинной нити, когда все тут рядом, под боком, в вечной цельности?» А к месту она приходится как раз потому, что странное ощущение возникает: вроде бок о бок с Мефом прошла целая вечность длиною в года, а вроде – мгновения… И вот настала пора подводить в общем-то глобальные итоги, а я даже толком не знаю, что чувствую по этому поводу в общем и по поводу последнего тома в частности) Но вообще откровенно-то говоря «ТГ» тоже когда-то закончилась, угу. А потом еще раз.) И еще). Так и здесь – хоть на задней стороне книги впервые не стоит «далее в серии», даже не сомневаюсь, что дядя Дима, если захочет, еще десяток томов настрочит другое дело – из каких причин. Ибо когда он пишет кошелька, а не идеи ради – проверено, получается дичайшая дурь. Мосты-то не сожжены, Вселенная по-прежнему осталась в былой своей форме, глобальных точек не поставлено – простор для продолжения огромный, и я даже уверена больше чем на половину в его появлении. «Надо или не надо» - это отдельный вопрос на отдельную же простыню, поэтому об этом не будем. хотя может давайте еще одну для красивого ровного счета в 20 штук, а?)) Но если рассматривать «Врага…» как потенциальную концовку, то сыровато и пресно. Не хватило какого-то размаха, эпичности, глобальных таких ходов, достойных звания завершающих. Не знала бы, что книжка последняя, даже и не подумала бы. Хотя на данном этапе наверное правильно закончить серию: уже возникает по стилю повествования ощущение, причем нередко, что пишется на отвали. Оно и понятно: «Шныр» теперь любимое детище, завладевшее музой и мыслями автора, а раз так – все справедливо. Не стоит делать через не хочу, потому что отсутствие вдохновения и желания творить прекрасно видно читательским взглядом: оно попросту разлито в строках. Поэтому пока все не слилось в окончательную катастрофу, проститься легче. А предпосылок множество: претензий к книге у меня скопилось прилично. Один зачин-то чего стоит, прости боже. Опять, опять! – у нас имеется очередной великий артефакт. Свежо и ново. Причем еще до кучи и порожденный глобальным взрывом, случившимся на заре рождения планеты, материи, времени и пространства) ДописАлись, что называется.) Теория Большого взрыва в рамках Емцеверса - это даже для меня перебор)

    Сам сюжет - все как-то смутно, сумбурно, скомканно и вообще ни о чем.
    Но если тут еще можно было бы закрыть глаза, то ё-моё, что дядя Дима сотворил с героями…не удержать на уровне сюжет - ладно, бог с ним, переживали не раз, но испохабить персонажей, особенно в рамках многотомной Вселенной – это уже преступление. За аналогией далеко ходить не надо: допустим, вы не любите анчоусы в пицце? Не проблема. Выковыряли их – и сама пицца по-прежнему вкусна и хороша. Но если отвратительно само тесто, блюдо уже ничто не спасет, с анчоусами оно или без. Вот персонажи – они это самое тесто. Если приправить их какой-то происходящей вокруг чухней и нелепицей, то это все равно можно пережить, если герои похожи на самих себя, верны характерам, ярки и интересны. Но для меня привычные образы попросту разломаны.

    На Улиту, пусть даже она появляется в пяти строчках на десять глав и по большей части косвенно, смотреть невозможно без желания грохнуть с особой жестокостью. Что это за пришибленная вечным удесятеренным ПМС одержимая психопатка? Где ее цельность, ее стержень, ее хлесткий разум – словом, все то, что делало ее личностью? Той личностью, которая не была маньячкой, растворенной не в любви даже, а в болезненном владении Эссиорхом? А их дитятя Люль – это простите што? Такая гипербола на параболе концентрированной дури, что не то что не смешно, а омерзительно. Палец от виска не отлипает.

    Ирка всегда была моей любимицей, но как-то чем дальше, тем больше авторское перо превращает ее в блондинистую девицу недалекого ума с надутыми губками. А все эти «три добрых дела в день» как раз прямо противоположные ощущения вызывают. Фальшивой показухи, не больше.

    А еще ДЕ в погоне за очередной высокопарной фразой даже не замечает, в чьи уста эту философию вкладывает. Ну конечно, кому еще рассуждать о справедливости и нравственности, презрительно подергивая носиком в сторону оступающихся персонажей, как не Мамзелькиной? Она же у нас такая глобально достойная личность, что вы. Прям святая вся)

    А еще я не переставала искренне поражаться всю книгу с офигических пассажей: и любой-де за валькирией, если она потребует, в оруженосцы помимо воли пойдет, будь он даже голливудским актером чур я записываюсь в валькирии, и кошку Багров с Иркой дракону на сжирание походя отдают я все понимаю, конечно: против такой тушки в рамках сюжета не попрешь, но зачем вообще это вписывать и акцентировать на этом внимание? Хотелось грохнуть и эту парочку, и Емца!!! и походя заливают случайно попавшему под раздачу потусторонних игрищ пацану память средневекового чувака, с хладнокровием отправляя восвояси на произвол судьбы… Что я вообще читаю, извините? Нехило однако для извечного борца за нравственность со справедливостью и моралиста до зубовного скрежета товарища писателя. Коробило до отвращения. И при этом как всегда стандартная песня, выливающаяся в двойные стандарты: Варсуса просто спокойно смешали с грязью, щедро поливая при этом презрением, растоптали и слили. «Казнить, нельзя помиловать!» Нет, я не спорю – дел парень наворотил. Но даже насколько мне в принципе-то пофиг было на этого героя, с таких «моралей», какие вышли в итоге, я поражаюсь. Да, скатился. Да, запутался. Что видимо по авторской логике преступление против человечества и немедленно нужно предавать анафеме персонажа, который посмел не быть чистенько-возвышенным всю жизнь и совершить ошибки, свойственные между прочим любому живому существу. Зато всякие Валялкины, которые только цветастые речи выдавать могут, закусывая котлетами - о, это герои…

    В общем не умеет Емец многогранных персонажей… не прописывать, нет. Это – умеет. Но понимать не умеет. И смотрит на их внутренний мир через какую-то странную однобокую призму. Я еще удивляюсь, как Багрова-то под финал не слили. Ибо сей подставы побаивалась до последнего. Но хоть тут повезло.

    Ну а теперь направим свои стопы к главному. К Арею, которого в покое так и не оставили))
    Сначала я вообще готова была орать в книгу и на книгу «Что за…?!», ибо казалось, что над своим же каноном автор вновь поиздевался с особой дурдомной жестокостью, что придумал для судьбы персонажа кучу версий, но, как душа творческая, выбрать не смог, и в каждую последующую книжечку последовательно втюхивал по одной. Но потом я уже разобралась, что Арей не воскрес непостижимым образом, а повествование внезапно происходит в двух временных отрезках. И надо сказать часть-то, которая из другого отрезка, чертовски хороша. Во-первых, в такого Арея даже верилось, как в Арея – ощущение, книги три как забытое. Во-вторых, прекрасно прописана команда его союзников: яркие, интересные персонажи. Краткие такие вплетенные в ход сюжета вспышки вторичных, но цельных и завладевающих вниманием героев. В-третьих, Пелька. Я без лишних слов скажу, что я ее полюбила. Полюбила впервые встреченную, практически эпизодическую героиню и беспрекословно приняла как Ту Самую жену Арея, образ которой ни разу не был конкретно обрисован за все предыдущие книги. Тем не менее она четко «встала» для меня в канон, заняв свой законный паз, потому что да: именно к такой Арей мог привязаться, именно для такой огрубевшее каменное сердце могло вновь забиться, наполнившись нежностью. А еще возникла конечно параллель: явно на этих двоих Емец, может и сам того не понимая, вдохновился историей Крокса и Василисы из совсем других своих книг…) снова удар ностальгии
    Тем не менее есть то, что расстроило. Я и не я одна, судя по представителям фандома верила, что все-таки Эдем для Арея еще не закрыт. Более того, что он его достиг. Поэтому решение с запечатанным мгновением, да еще и для всех троих сразу, включая Пельку и Варвару, меня не порадовало. Какими бы красивыми словами его не расписывали – нет. Не такого конца я хотела.

    И, естественно, надо сказать про самого господина Буслаева) Златокрылый из него по-прежнему как из меня Кончита Вурст, поэтому продолжать серию в таком ключе действительно бессмысленно. Что явно понимает и сам ДЕ, ибо персонаж стал вторичен. Причем давно. Порой даже не вспоминаешь, что это главный герой, потому что его практически нет в повествовании.
    Однако не все так плохо. Когда глаза увидели строчки: «Это мой бой! Быть может, последний! Но мой… И я на стороне света. Поэтому выиграю я или проиграю – я все равно выиграю…» то внутри действительно что-то отозвалось, будто щелкнув, и возникло чувство, что для Мефа это переломный момент. Глобальное осознание, переосмысление и толчок к началу нового пути. Который лучше ему будет пройти незримо для читателя….)

    Так, что еще из минусов впаять? я щедра сегодня безгранично)

    - Иллюстрация к переплету… в общем, фамилия художника, ее наваявшего, крайне говорящая.

    • Для Прасковьи хотелось внятного и хоть как-то обрисованного конца. «Closure», так сказать. А то вообще ни туда и ни сюда.
    • Очередные дуэли – да еще и не в одном экземпляре – даже не смешно.
    • Смена половины валькирий за одну книгу до конца смотрится все-таки как-то бессмысленно. Можно было бы, имхо, и без этого.
    • Превратить Камень Пути в наглый макгаффин под самый конец – я даже говорить ничего не буду.)
    • Не хватило напоследок извечной троицы) Упомянули конечно, но хотелось бы Чимоданова с Мошкиным увидеть в большем объеме.
    • Я всю книгу ждала, что пластилиновую сволочь, также известную как мелкий пакостник по имени Тухломон, наконец отправят в безвозвратный утиль! Вот ей-богу, для того, чтобы привить этой части вкус финальной, ничего глобальнее было бы не надо!)))) И опять этот гаденыш ухватил свободу. Видимо, сей фрукт из разряда мелкого, но вечного и бесконечного зЫла)

      Вроде на этом все. Хотя это я просто уже подзабыла остальные книги, поэтому пока не помню, какие хвосты дядя Дима за собой оставил) Перечитаю – тогда мысленно добавлю на орехи)


    А я перечитаю, как иначе? Потому что эта серия, невзирая ни на что, все равно останется одной из любимых. Потому что это неотъемлемая часть юности и взросления. Потому что это родные герои. Въевшиеся в сердце моменты и фразы. Часть меня. И потому что

    «Все истории этого мира никогда не заканчиваются. Они живут каждой буквой, каждым мгновением. Надо только вернуться к самому началу». (с)

    14
    717