Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции

Сельма Лагерлёф

  • Аватар пользователя
    Аноним24 июня 2016 г.

    Книжки добрые любить
    И воспитанными быть
    Учат в школе, учат в школе, учат в школе
    Находить Восток и Юг,
    рисовать квадрат и круг
    Учат в школе, учат в школе, учат в школе
    И не путать никогда
    Острова и города
    Учат в школе, учат в школе, учат в школе


    Жил на свете мальчик – долговязый, тощий, со светлыми, будто выгоревшими волосами. Не так уж мало он успел прожить на свете, лет четырнадцать, а проку от него было немного. Ему бы только есть, спать да бездельничать. А вот проказничать он был мастер.

    Отец горевал, что сын непослушен, ленив, учиться не хочет, работы не любит. С грехом пополам приспособили гусей пасти… Одним словом недотепа… Мать отцу не перечила: что правда, то правда. Но она больше печалилась о другом: очень уж злобного нрава ее сын – жесток с животными и недобр к людям.

    Как воспитать детей добрыми и послушными? Как привить им любовь к знаниям? Один из извечных вопросов. Все родители и учителя задавались им испокон веков. Легко было Аристотелю, - в его школу приходили только те, кто очень хотел учиться. Но вместе с идеей всеобщего образования возник вопрос о том как «заставить» учиться? Первым ответом было: «Розги!». И сотни лет нерадивых учеников нещадно пороли. Но так это несовместимо с идеями демократичного воспитания. Песталоцци, Ушинский, Макаренко, Корчак, Монтессори, Штайнер, и вершина вершин - ФГОС.


    Мальчик тем временем смотрел на мать и думал: зря она так старается, все равно больше одной-двух страниц он читать не станет

    Да это же мой Андрюша! Или все-таки Нильс? Или Андрюша?
    Но жалко мне моего мальчика… Нельзя его бить! Или Андрюшу нельзя, а Нильса можно? Нельзя! Нельзя бить детей! Нужно их заинтересовать, увлечь, - вот новая педагогика.
    Идеи Монтессори и Штайнера еще только витали в воздухе, а Сельма Лагерлеф уже писала свой учебник-сказку географии родного края.
    И отправился мальчик Нильс в путешествие, чтобы с высоты птичьего полета увидеть Швецию. 235 дней длилось путешествие Нильса. Гуси пролетели над страной с юга на север и обратно, их полет отклонялся от маршрута на запад и на восток. Летели они над сушей и над морем. И все, что видели гуси и Нильс, описывала Сельма Лагерлеф, бывшая учительница начальной школы для девочек. С какой любовью к своему суровому краю, с какой гордостью за свой народ написана книга! Не просто описание красот своей страны, но и сборник легенд, описание ремесел, обычаев, праздников и новых производств. Да, многое в этой книге устарело: индустриальный пейзаж с лесом дымящихся труб уже никого не вдохновляет, прогрессивные в конце позапрошлого века Бессемеровские печи ушли в прошлое, как и углежоги… Но упорство и трудолюбие шведов сделало этот бедный край процветающей европейской страной. Ах! Если бы все учебники писались так!
    А какая замечательная школа для учителей описана в этой книге! Какая программа по обучению школьников ремеслам. Как новым, так и традиционным. В Швеции и сейчас главный упор делается на профобразование: из 16 государственных общеобразовательных программ – 14 профессионально-ориентированны и только две направлены на подготовку студентов к получению высшего образования. Краеведение до сих пор является одним из основных предметов в начальной шведской школе.


    Интегрированная средняя школа высшей ступени предусматривает около 26 вариантов выбора программы в трех основных направлениях: одногодичные профессионально ориентированные программы, двухгодичные технические программы и трехгодичные академические программы. Все типы программ связаны между собой и ученики имеют практически неограниченные возможности переходов из одних программ в другие. Кроме того, как среднее, так и высшее образование можно получать в различных учебных заведениях для взрослых (открытых университетах).

    А в это время, когда четырнадцатилетний балбес летал по всей Швеции верхом на белом домашнем гусе, двое детей младше него – тринадцатилетняя Оса и двенадцатилетний Матс, тоже пересекли всю Швецию с юга на север, но только пешком.
    Эти дети шли не только к своему отцу, который сбежал от семьи, не выдержав трудностей жизни. Оса и Матс несли просветительскую миссию: учили людей как избежать заражения туберкулезом, «чумой» начала 20-века.
    Но некоторые моменты в описании их путешествия меня поражают: как добродетель представляется бережливость детей, когда они идут пешком, хоть и есть у них деньги на поездку на поезде. И как такая же добродетель представляется трата сэкономленных на поездке денег на «богатые похороны».
    (Я думала, что только в нашей стране люди берут кредиты на свадьбу, чтобы продолжать расплачиваться за них и после развода. Или на похороны, когда не хватало денег на лечение.)
    Но что мне понравилось больше всего, это кофе, который в Швеции пили все, даже лапландцы в чумах.
    Да. Книга написана неровно, не всегда складно (Как и моя рецензия). Это, видимо, потому, что старалась Сельма Оттилия Ловиса объять необъятное – вместить в одну книгу, все что знала о родном крае.

    С детства любимые приключения Нильса со стаей диких гусей… Замечательная радиопостановка, чудесный мультик и занимательная книжка , которая сохранилась с детства. Я всегда знала, что книга задумывалась как учебник географии Швеции, но не знала, что никогда не читала ее полностью


    Вот сидите вы тут, далекарлийские девчонки, и даже не думаете бога-то возблагодарить за хорошие времена, что он нам ниспослал!
    11
    136