Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вокзал потерянных снов

Чайна Мьевиль

  • Аватар пользователя
    Аноним23 июня 2016 г.

    Это когда Терри Пратчетт написал Гиперион.
    Это когда Джеффа Нуна засосало в Машину Различий вместе со Стивеном Кингом.
    Это когда чайничек с крышечкой, из-под крышечки пар идет, зловонный, смрадный, муторный и тошный пар, пряное испарение, гадкая, богомерзкая, паскудная хмарь; а в оригинале синонимический ряд и того покруче будет.
    И это когда Дэвид Кроненберг экранизировал "Голый завтрак".
    Чайна Мьевиль построил Нью-Кробюзон из такого количества фактического, теоретического, мифологического, фантастического и физического материала, что впору откладывать удочку, на которую мы ловим аллюзии, и наслаждаться этой студенистой массой, похожей на торт "Мозг спелеолога", куда воткнут бесконечный кабель, что тянется в глубины [колоссального парового утюга (из-под крышечки пар), готового разгладить все складочки на планете (нет, это уже фури-кури)] колоссальной паровой машины, которую надо бы побыстрее отключить, пока она не начала вести себя . Добрая половина книги — это сетап, расстановка сил, раскрашивание тонкой кисточкой макета города в масштабе 1:300, слепленного из жучиных слюней. И это занятие — захватывающее, в своей скрупулезности удаляющееся от печатного текста и приближающееся к опере о механизме полета, о биологическом психотропном оружии и об ученом, который еще держится, но на веку ему написано обезуметь.
    Нью-Кробюзон – это пульсирующий клубок улиц, подворотен, катакомб и каких-то костей.


    • В такую злосчастную ночь, - угрюмо продолжало привидение, - скрипят забытые кости на морском берегу.
    • Чьи кости?
    • Забытые кости, - отвечало привидение.

    (Мемуары папы Муми-тролля)

    И несмотря на то, что по этим улицам бродят, рыщут, прогуливаются, чаще ползают, периодически летают представители всевозможных рас и, если им повезло чуть меньше, модификаций, основной биопанк и боди-хоррор приходится тоже на описание города, потому что он — совершенно живое, избитое и скрюченное, больное и разлагающееся, вонючее, огромное, неконтролируемо делящееся и эволюционирующее существо (нет, это уже Акира).
    Это странное темное городское фэнтези, поворачивающееся бесчисленными боками, переливающееся изломанными гранями, все постоянно меняющееся и совершенно необычное. Да, иногда мне становилось очень грустно, потому что я в вашем городе турист, я не хочу охотиться на насекомых, я хочу фыр-фыр-фыр на паровой машине и перфокарточку. Да, иногда мне хотелось вытрясти из этой книги словарь, чтобы она сократилась хотя бы на треть. Но Чайну стоит любить как минимум за его умение буднично преподнести самые будоражащие фантастические элементы. Баба с жучиной головой? Гигантские кости в центре города? Основы квантовой физики в мире, работающем на сплаве магии и электричества? Никто из проходящих мимо персонажей не удосужится потратить свое время, чтобы подробно тебе все это объяснять. Ну, может быть, позже. А если-таки не объяснят, то, значит, тебе и не надо было.
    И этот прием вкупе с очень глубокой детализацией, с воздействием на максимальное количество органов чувств (достанется и визуалам и кинестетам) обеспечивает полное погружение в этот темный фантасмагорический карнавал, после которого ты уже не найдешь себя там, где оставил перед тем, как открыть первую страницу.

    ...а потом я это обязательно перечитаю не спеша и поставлю ему пятерку уже без минуса.

    27
    205