Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Загадочное ночное убийство собаки

Марк Хэддон

  • Аватар пользователя
    Аноним22 июня 2016 г.

    Простые дроби

    Читая такие вещи, как «Загадочное ночное убийство собаки», задумываешься, что иногда блестящие идеи бывают не конгениальны возможностям автора.

    Марк Хэддон далеко не единственный, кто пытался постичь душу изгоя. Уж если на то пошло, Гюго с неистовостью романтизма пытался защитить безобразное по мнению большинства. А уж превзойти лавры Дэниела Киза кажется крайне сложным. Но Хэддон пишет роман уже в XXI веке и выбирает точнейший натурализм. Во всяком случае, так должно казаться читателю. Он скрупулезно выстраивает внутренний мир мальчика-аутиста Кристофера. И становится обласканным критикой.

    Но почему-то кажется, что в этом есть некая спекуляция. Написать о детях, проблемных детях – и сразу все вокруг рыдают, совестятся, сочувственно жмут руки. Хотя мир вокруг Кристофера далеко не жесток. Он вполне привычный, и люди, которые встречаются на пути мальчика, стараются ему помочь, спасают его. Они не идеальны, это не сказка, где добро и зло не пересекают границ. Может, именно в этом мастерство Хэддона – удержать множество периферийных персонажей близко к реальности. А уж читатель сам решит, симпатичны они ему или нет.

    Проблема в другом. Сам внутренний мир Кристофера похож на схему, которая еще задолго до середины романа начинает утомлять. С героем не происходит ничего, с миром вокруг – тоже. Каким-то эхом вдали его родители выясняют отношения, что, в общем-то, выглядит банально. Хотя мотив путешествия, а уж тем более поиски матери (или отца), один из самых драматичных в искусстве. Иными словами, роман мог бы быть раза в три короче и ничего не потерял бы от того, что из него могли бы быть купированы много раз повторяющиеся «какашки» и прочая модная словесность современной литературы.

    «Загадочное ночное убийство собаки» - это съемка домашней кинокамерой окружающей действительности без драматического усиления. Мир просто есть, он не агрессивный и не карамельный. Даже, пожалуй, более дружелюбный, чем чаще его представляют в социально ориентированной литературе. А некоторые сцены позволяют взглянуть на себя повседневного со стороны. Вдруг, человек, которого вчера ты посчитал странным, «не в себе», может даже, ты поиронизировал над ним, - он как Кристофер.

    4
    66