Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сага о Йёсте Берлинге

Сельма Лагерлёф

  • Аватар пользователя
    Аноним20 июня 2016 г.

    Чем дальше, тем больше проникаюсь уважением к Сельме Лагерлёф! После увесистого томика неадаптированного «Нильса», потянуло читать дальше. Но солидное повествование о Лёвеншельдах я все откладываю и откладываю, а вот «Сага о Йёсте Берлинге» оказалась опять очень по сердцу.

    Во-первых, меня покорил язык. Сказочно-романтический, былинно-приподнятый, просто волшебный, хотя речь идет о самой обычной жизни шведской деревни.

    Во-вторых, это совершенно невообразимые описания, то ночной заснеженный лес, и стая волков, преследующая сани, то весенняя капель, то летний луг

    В-третьих, необычность трактовки довольно распространенного сюжета. Бывший пастор, а ныне расстрига Йёста Берлинг находится в поисках своего «я», как об этом написали бы веком позже. Его грызет раскаяние за грехи молодости, и он пытается заглушить его песнями, плясками, лихим кутежом. Вместе с другими такими же гуляками он становится одним из кавалеров старой майорши из Экебю (Кстати, так нигде и не объяснили, что это за кавалеры такие у майорши? Явно не поклонники, не партнеры по танцам, не аристократы… Я так полагаю, что это нечто вроде домашних ратников, лихие всадники, которые кормятся при майорше, проводя время в кутежах и загулах, иными словами приживалы на конях. Если так, то свою роль они выполнили неважно)
    Все бы хорошо, если бы однажды не явился к кавалерам нечистый и не соблазнил бы их всем имуществом майорши в обмен на клятву не совершать в течение года ни одного положительного поступка. И пошло-поехало….

    Я была готова к традиционному рассказу, но причудливые изгибы повествования постоянно мешали этому. Никогда раньше мне не встречались такие сюжетные повороты. И еще отмечу удивительную непоследовательность поведения всех без исключения персонажей

    То кавалеры дружно проклинают некогда приютившую их майоршу (и все мое существо протестует против такой человеческой подлости), то вдруг единодушно вздымают кубки и пьют за ее здоровье.
    Да и самого Йёсту нешуточно лихорадит, то он вскипает гневом в ответ на всего лишь отказ танцевать с ним, и творит неслыханное, то готов на коленях ползать перед гордой красавицей и умолять простить его, то он в ярости крушит все вокруг, то вдруг выясняется, что он «как раз из тех, кто находит свое счастье в невинных романтических мечтаниях», и все это в течение часа, вот так из огня да в мороз, из гордости к унижению, из ненависти к любви. Сначала он совершает подвиг, поднимает сельчан на борьбу с взбесившейся рекой и вдруг все бросает и убегает потому что ему что-то там привиделось. И чем дальше, тем меньше оставалось в моем сердце симпатий к этому персонажу и к концу книги злил и раздражал он меня, как раздражало и восхищение с которым писательница описывала его духовное преображение. Ненадежный, шаткий человек. Не мужик. Нет, если рассматривать всю историю как притчу, тогда пожалуйста. Но я–то в людей поверила…

    И все же это – сказка. Романтическая, философская, со множеством бытовых деталей – но сказка со счастливым концом. Или Сага, как, впрочем, и следует из названия.

    21
    730