Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Голубятня на жёлтой поляне

Владислав Крапивин

  • Аватар пользователя
    Аноним19 июня 2016 г.

    Владислав Крапивин "Голубятня на жёлтой поляне"

    Дозрела высказаться по поводу трилогии Владислава Крапивина "Голубятня на жёлтой поляне". Хотя, как - дозрела?... До сих пор бродят внутри смутные, обрывочные чувства, от которых хочется отмахнуться, как от ночного кошмара: это не правда! это всего лишь сон! Собственно, чтобы отмахнуться, замазать впечатления, следом прочитала другую книгу - "Синий город на Садовой" - очень милая, реалистичная вещь, без всяких этих фокусов с пространствами. Но вполне реальная жуть, которая происходит с героями "Синего города", показалась совсем не страшной и сказочной по сравненю с фантастической "Голубятней"... Да, и в магазине тканей я потом на полном серьёзе шарахалась от манекенов...

    В детстве я тоже испытывала необъяснимый ужас перед манекенами, и мне очень оказался близок главный герой Ярослав Родин. Он - взрослый, и многие события в книге даны его глазами - глазами взрослого. И от этого вся тайная, закулисная война на Планете ещё больше кажется фантастическим кошмаром. Какой-то бред: воюющие берега одной реки; люди, молчащие о том, какая же власть существует на Планете; станция Мост, которой на самом деле нет; темнота, страх и предрассудки; а единственное светлое место - Город - пустое и заброшенное. Эпизоды, когда Яр идёт по следу Игнатика, а потом видит его похороны и останавливается на могиле, на меня произвели очень сильное впечатление. Хотелось закрыть книгу, даже несмотря на то, что это ещё начало трилогии. Удержал авторский крючок, подсказка, данная внимательному читателю: Яр не видел лица Игнатика. А потом начались манекены... Выстрелы на кладбище, сражение с Наблюдателем, потом манекены в парке мирного Старогорска, совершенно жуткий Клоун... И один разумный робот Ерёма против всей этой толпы с единицами интеллекта вместо души. Мальчишки ничего не знали, хоть Гелька случайно и разбил одну статую барабанной палочкой.

    Вторая часть, где описывается жизнь "Курятника на колёсах", кажется вполне светлой и безобидной. Но с самых первых строк чувствуешь, что за этой мирной, весёлой жизнью стоит тот же ужас. Просто пока ещё герои его не видят. И читатель тоже может ненадолго закрыть глаза на то, что даже здесь повсюду "те, которые велят". Но беда неотвратима: слишком крепко связаны пространства Земли и Планеты, эта связь проходит через сердца героев. Чудеса времени и пространства описаны так, что этому веришь безоговорочно. И поражаешься: почему этого не видят герои?! Почему Юрка не ушёл вместе с Глебом, а решил вернуться? Почему мальчик с ящеркой не ушёл в Город вместе с другими малышами, а остался сражаться рядом с ветерками? И много других "почему"... На мой взгляд, книга тяжёлая. Эмоционально насыщенная, а местами откровенно мрачная. И даже финальная сцена переклички барабанщиков не изменяют этого настроения. Да, мальчик с ящеркой жив, но Гелька-то всё равно погиб!

    Кстати, тут логику автора я не поняла. Допустим, у Гельки был двойник на Планете. Это подтверждается ещё фактом, что Яр тоже встретился со своим двойником - ветерком Яськой. Янка изначально был ветерком, на Земле двойника у него не было, там он просто воплотился, а потом вернулся на свою Планету. Но у Юрки двойника на Планете не было! Или его двойник - Игнатик? Иначе как объяснить, что Игнатик так сильно привязался к Яру? И где на Планете двойник Глеба, а на Земле двойники Читы и Данки? В общем, идея-то ясна: у каждого земного человека в параллельном измерении существует двойник: такой же, и совершенно другой человек. Но авторское развитие этой идеи меня, как читателя, например, больше запутало.

    Герои-мальчишки все очень яркие. Даже несмотря на то, что их много, мотивы всех хорошо прописаны. Ближе всех из них мне оказался Чита (типаж напомнил Шуру Черемховского из книги "Та сторона, где ветер"). И какой шикарный контраст дан в сцене, когда Яр и Чита сражаются с Наблюдателем! Как отчаянно ведёт себя мальчик, когда взрослый уже готов опустить руки! А вот единственная героиня-девочка Данка мне показалась очень невразумительной. И как-то смазанно и торопливо получились финальные встречи Яра и Юрки, Яра и Яськи. С Юркой-то всё ясно - сын, а вот про встречу Яра со своим младшим двойником хотелось бы подробнее. В общем, да: мне показалось, что книга настолько масштабная, в ней сделано столько интересных завязок, что автору далеко не все из них удалось к финалу логически разрешить.

    В коротком сумбурном обзоре всего передать всё равно не получится. Книга шикарная, но вряд ли я её в ближайшее время буду перечитывать. Эмоций слишком много!

    6
    185