Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Extremely Loud & Incredibly Close

Jonathan Safran Foer

  • Аватар пользователя
    Milosska19 июня 2016 г.

    Я начинаю задумываться о том, как же мало в нашем мире книг, которые можно назвать по-настоящему оригинальными. Большинство сюжетов перекликаются друг с другом даже несмотря на «косметическую обработку» писателей, что стараются слепить из своего опуса нечто неповторимое. Для читателя же, пусть даже и искушенного в проведении параллелей между книгами, всё сводится к обработке и таланту автора, которые измеряются мерилами «стоит/не стоит читать».

    Фоера, на мой взгляд, читать явно стоит. Конечно, идея типа «ребенок - смерть/потеря» новой не является: многие писатели выжимали у своих аудиторий литры слез, обыгрывая такую линию. Вспомним те же «Виноваты звезды» Грина или «Оскар и розовая дама» Шмитта. У кого-то получалось хорошо, как у Нанетти («Мой дедушка был вишней»), у кого-то – гораздо хуже, как у Форман («Если я останусь», «Куда она ушла»), но в целом дать объективную оценку этому сюжету довольно сложно. Тут впечатление, скорее, зависит от того, насколько та или иная книга смогла затронуть читателя. Для меня, например, на данный момент лучшей книгой подобного типа является роман «Скажи волкам, что я дома», и не потому, что Кэрол Рифка Брант привнесла в эту историю что-то новое и уникальное, а потому, что освещенный аспект был наиболее близок моим собственным переживаниям.

    Что же до Фоера, то, несмотря на дистанцирование проблемы крушения башен-близнецов в США от проблем моей страны, книга чем-то смогла зацепить. Причем здесь понравился не столько смысл, вкладываемый автором в свое произведение, сколько обработка сюжета. Введение множества героев второго плана с их разнообразными переживаниями, сводящимися к проблеме потери, сумело вытянуть книгу и сделать её действительно интересной. Я не столько следила за поисками ключа и переживаниями Оскара, сколько обращала внимание на то, как в общий контекст вписываются второй и третий планы.

    Сам текст порадовал относительной легкостью и немного огорчил изобилием словечек «Ты чё?», излюбленных Оскаром. С одной стороны прием понятен – таким образом автор пытался придать герою, да и всей истории заодно, оригинальности. Но с другой стороны этот прием настолько распространён в литературе, что его использование, на мой взгляд, не разорвало шаблон, а только укрепило его.

    Впрочем, это большей частью субъективные придирки. Роман, всё же, хорош и читать его я искренне советую!

    5
    32