Рецензия на книгу
Les Bienveillantes
Jonathan Littell
sarkinit19 июня 2016 г.Всю жизнь малодушно тяготею к книгам, текстовый объём и избранная тематика которых, поднимают читательскую самооценку до заоблачных высот. Ничего удивительного, что мне сразу приглянулись «Благоволительницы» – скандальный титулованный восьмисот страничный роман про Вторую мировую войну, написанный от лица офицера СС с гомосексуальными наклонностями.
Покаянная исповедь фашиста выглядела бы детским лепетом, поэтому автор, вполне ожидаемо, избрал цинично-нарративную манеру изложения. Признавая всю чудовищность содеянного гитлеровской Германией и её союзниками, Джонатан Литтелл, тем не менее, склонен оправдывать своего героя, как жертву краха идеологических иллюзий национал-социализма, ибо он убивал не ради удовольствия, а во имя Долга.
Автор беззастенчиво использует литературные аллюзии к «Герою нашего времени», наделяя своего персонажа чертами характера и темперамента Печорина. Для человека, всю жизнь проболтавшегося как говно в проруби, главный герой делает головокружительную карьеру в СС. Правда, не без помощи влиятельных покровителей и верного друга. Последний – истинный ариец и национал-социалист, полупонятный персонаж, своей деловитостью и энергичностью очень напоминающий Штольца из «Обломова». Он – олицетворение самой Судьбы, которая одновременно спасает и толкает главного героя в самую гущу событий.
Автор неоднократно подчёркивает противоестественность всего происходящего на войне и доводит до абсурда идеологическую подноготную фашизма. Поэтому немецкие инженеры не строят мосты, а только их взрывают. Категорический императив Канта («поступай так, как ты бы желал, чтобы поступали все») сводится к исполнению воли Фюрера. Дети, заигравшись в партизан, убивают каждого встречного. А чистота арийской крови блюдётся кровосмесительным инцестом. Даже сексуальные отношения принимают извращённый характер, и герой вступает в гомосексуальные связи, желая познать ощущения, которые испытывает горячо любимая сестра-близняшка. И если его разум старается переварить весь этот кошмар, находя успокоение в спасительной мантре честь-совесть-долг, то на физиологическом уровне организм категорически отторгает происходящее, на протяжении всего романа исходя лихорадкой, галлюцинациями, поносом и блевотиной.
Чувствуется, что Литтелл основательно покопался в исторических архивах. Дотошность зашкаливает! При всей масштабности и педантичной скрупулёзности изложения сухих фактов и утомительных подробностей, произведение не лишено живости повествования. Читать про войну, массовые казни, концлагеря и воздушные налёты, хотя страшно и мучительно больно, но при этом безумно интересно. Однако, временами книга скатывается в тошнотворные описания сексуальных фантазий и бредовых снов главного героя, которые просто хочется вымарать из текста.
Я нашла книгу чрезвычайно познавательной! Будучи полноценной жертвой российского образования, я никогда не делала различия между войсками вермахта и СС. С удивлением обнаружила, что это вообще две разные структуры, которые зачастую ставили друг другу палки в колёса. В моём представлении, не отягощённом познаниями истории, Германия времён Третьего Рейха выступала единым сплочённым организмом, машиной для убийства, тогда как на деле представляла собой серпентарий из конкурировавших группировок идейных нацистов и алчущих промышленников, которые никак не могли поделить пленных евреев. Но более всего меня поразила изощренная абстрактность и фальшивая тактичность канцелярских формулировок, превративших уничтожение евреев в «окончательное решение еврейского вопроса», а убийство в «особое обращение»!
В «Благоволительницах» множество параллелей различной степени очевидности, на которых строится каркас повествования. И если некоторые лежат буквально на поверхности, например, личная драма главного героя, основанная на древнегреческом мифе об Оресте, или сравнение гитлеровской Германии и сталинской России, то другие – весьма завуалированы. В первую очередь, сопоставление процесса превращения обычного человека в убийцу, а целой нации – в фашистов. И как главный герой слепо боготворит своего отца, бросившего семью на произвол судьбы, так и фашистская Германия благоговеет перед Гитлером, выстлавшим дорогу в светлое будущее трупами евреев. Жизнь показала, что все они жестоко заблуждались. Если национальное самосознание не абстрактная метафора, то даже боюсь себе представить, как у немцев должна свербеть совесть.
2228