Рецензия на книгу
The Story of a New Name
Elena Ferrante
Аноним18 июня 2016 г.Вторая книга Неаполитанской серии Ферранте читалась мне гораздо быстрее. Возможно, потому, что детские годы героинь остались позади, и с ними все эти "мы ходили в школу вчера, мы ходили сегодня, и завтра тоже пойдем". Вообще детство рассматривалось очень подробно, и далеко не всегда это было интересно. Но вот девочки достигли 16-летия, Лила/Лина даже вышла замуж, и пошла жара: ревность, любовные многоугольники, семейные сцены, семейное насилие, опять ревность, хлопанье дверью, дети, нет детей, снова ревность, отчаянные поступки...
Главные героини вызывают двойственные чувства, снова. Лила - и красива, как богиня, и талантлива буквально во всем, к чему руку приложит, и мужики к ногам ее падают (все мужики округи, причем поголовно), но вот воспользоваться преданной единственной подругой она тоже никогда не преминет, а когда оказывается с Еленой в более интеллигентном обществе, где на нее никто внимания не обращает (зато вечную вторую скрипку Елену все любят), - сразу губки надувает, и чары ее куда-то пропадают.
Елена и ее вечный комплекс неполноценности - это что-то. Девушка уверена, что без подруги она - ничто, и вообще достойна находится только в ее тени. При этом когда Лиле опять что-то удается, особенно на почве образование, которое Елена считает своей вотчиной, переживает это очень болезненно-ревниво и чуть ли не со слезами. Учится сутками, но слово "зубрежка" тут больше подходит, ни к какой дисциплине особой любви не выказывает, набивает голову фразами из газет и разговоров юных коммунистов и социалистов (в одного из которых влюблена до скрежета зубов у читателя), успешно в нужный момент эти фразы воспроизводит и считается интеллектуалкой. Хотя... Читаем-то мы историю от лица именно Елены, и все эти сведения о себе она сама и сообщает, а с самооценкой у девушки действительно нелады, а то как же смог бы этот фальшивый гений написать за несколько дней книгу, буквально тут же ее удачно продать и напечатать:)?
Нет, не так проста и Елена. Она столько достигает к концу истории - и университет с отличием закончила, и книжку выпустила, и серьезные деньги заработала, и сын профессора ей предложение сделал... но вот увидела она Лилу на колбасной фабрике - всё тлен! Я там горжусь своей научной работой по Энеиде, ради которой пахала годами, но на самом деле это ерунда, а Лила тут сосиски делает - вот это да, это вещь! Высокие отношения:)
Все эти недостатки можно объяснить, конечно. Девушки продолжают отчаянно бороться со своим происхождением, с бедностью, с махинаторами и мафиози, которые контролируют их бедный квартал. Лила видела выход в удачном замужестве, но жестоко ошиблась, превратившись в трофей, красивую вещь при мужчинах. Все ее таланты используют не в тех целях, ее желания никого не интересуют, ее порывы к знаниям считаются сумасшествием. Елена видит выход в образовании. Поэтому она и зубрит, и самодисциплина у нее на уровне, и воля железная. Да, нам со стороны может показаться, что девушка просто заучка в самом негативном смысле этого слова, но что ей делать? С дипломом можно получить уважаемую работу и деньги, а то и вообще уехать подальше из этого гнилого места. Будет плохо учиться - останется ни с чем.
От книги трудно оторваться, большой твист (который мы видим еще за 200 страниц, а умница Елена - естественно, нет) приходится ровнехонько на середину, страсти кипят... Язык, правда, мне все так же не нравится. Такое чувство, что книга написана прилежным студентом курсов английского языка уровня Upper Intermediate - диалоги односложные, в поток очень простой речи порой врываются слова, как будто специально выуженные из словаря. Ну да ладно. Главное, что хочется читать дальше.10241