Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Настоящие мемуары гейши

Минеко Ивасаки, Рэнд Браун

  • Аватар пользователя
    Аноним18 июня 2016 г.

    Тропами "мира цветов и ив".

    У отца было два любимых высказывания. Одно из них было про самураев. Что то вроде пословицы, где говорится о том, что самурай должен придерживаться более высоких стандартов, чем кто либо другой. Даже если ему нечего есть, он должен делать вид, что у него много еды, это означает, что самурай никогда не должен отказываться от гордости.

    После прочтения известнейшей книги Артура Голдена "Мемуары гейши" читать автобиографичную книгу Минеко Ивасаки просто обязательно - она сразу устраняет все фактические ошибки, допущенные Голденом в описании устройства культурных особенностей жития-бытия гейши. Хотя разобраться в нем, как оказалось не очень сложно, скорее всего Голден увлекся стряпая сладкую мелодраму на малоизвестной теме, что и могло стать причиной ухода не в ту степь. Об этом уже сказано везде и всюду, но на всякий случай повторюсь - да, гейши - не проститутки, как это распространено считается и как увлекательно показал Голден в своей книге, и история настоящей гейши легко опровергнет это убеждение.

    Саму книгу Ивасаки я долго не могла оценить. С одной стороны, как книга, описывающая традиционную культуру Японии - это твердое "отлично". Кто лучше опишет мир гейш, чем та, кто был ей всю жизнь? Благодаря вниманию Рэнд Браун, многие специальные термины имеют толковое объяснение и описание, которое будет понятно даже самому далекому от японской культуры читателю.

    С другой стороны, как история жизни, очень интересно, но... Категорично говоря, мне показалось, что Минеко запорола все, что в нее вложили и в итоге осталась не с чем, кроме как с воспоминаниями о собственном былом величии и исключительности. Потому что дальнейшая учесть Ивасаки-окия зависела от своей атотори (наследницы), которой ее воспитывали - я считаю, что долгом Минеко было сохранить Ивасаки-окия любой ценой, пережить и перетерпеть самые сложные времена, даже тогда, когда их традиция стала обесцениваться собственной страной. Мне показалось, это понимала только Масако, которую Минеко часто не заслужено выставляет в своей книге в совсем не в выгодном свете. Но уйти в отставку - это был показание не гордости, на которое часто ссылается Минеко, а слабости, отказ от дальнейшей борьбы за дело, которому посвятил всю жизнь! Искусство гейши будет жить, пока будут люди, способные заниматься им до конца. Снести старую культурную окию и поставить на ее месте ночной клуб... нет слов, это печально, потому что это собственноручная жертва прогрессу.

    Минеко Ивасаки была одной из самых высокооплачиваемых и популярных гейш 20 века. Как личность, Минеко не очень приятна - ее гордость давно ушла в гордыню и тщеславие. Ей важно, чтобы ее любили и ей восхищались - только ради этого она старается стать лучшей гейко, как сама она говорит, "стать первой". Все, кто не любил Минеко - непременно ей завидовал, и чтобы заслужить ее благосклонность, нужно ее как-то заслужить. Например, Масако не стала преклоняться перед маленькой принцессой Ивасаки, благодаря чему была сразу отведена девочкой в "черный список" и получила в придачу кличку "Старая Меани". Милая девочка. Но когда Минеко замечает, что Масако искренне радуется за нее и старается для ее успеха, Минеко сменяет гнев на милость. Я не думаю, что Масако изменилась - та всегда была такой, просто Минеко не была способна сразу разглядеть этого человека. Она не сделала ничего, чтобы установить с Масако добрые отношения, возможно, она и не нуждалась в них, ей вполне хватало обожания, которого ей обильно доставалось от всех обитателей окия.
    Минеко гейша не ради искусства, а ради себя.


    Мне не слишком хотелось становиться майко, но я хотела научиться танцевать – не для других, для себя, потому что мне очень нравились танцы. Я действительно хотела танцевать для себя.
    В любом случае, целеустремленностью Минеко можно только восхититься - только огромное желание может заставить маленькую девочку уйти с родительского дома, и с тех пор, живя в постоянно несущемся темпе ежедневных тренировок и работы над собой, достичь того, чего достигла Минеко Ивасаки.
    Для меня довольно забавным открытием в мемуарах Ивасаки стал тот факт, что гейша - культурный партнер, такой начитанный и образованный, который может с непринужденной легкостью поддерживать разговор с политиками, учеными, юристами и т.д., оказывается такой несостоятельной в обычной самостоятельной жизни, как в обращении с электроприборами и готовкой пищи.
    37
    888