Рецензия на книгу
Тим Талер, или Проданный смех
Джеймс Крюс
Аноним18 июня 2016 г.В детстве книга мне, кажется, нравилась, теперь сложилось очень неоднозначное впечатление.
Самая большая ошибка, допущенный Крюсом — это неопределение целевой аудитории. Сказочная составляющая с, собственно, проданным смехом и пари годится для детей до десяти лет, бытовая — для подростков от четырнадцати, философская — для взрослых. И если последней можно пренебречь (у детей размышления о природе радости все равно отложатся где-то на подкорке), то сочетание первых двух вызывает здравое недоумение. Простой, как три пареные репы, сюжет реализуется через довольно сложные описания мира коммерции — тех же акций, маркетинговых компаний, ставок на скачках и проч. Отсылки к огнепоклонничеству, войнам в Афганистане и диктаторским режимам в Южной Америке вообще за гранью добра и зла. Получается, что в возрасте, когда заходит сюжет, его оболочка остается непонятной, а в возрасте, когда заходит оболочка, сюжет уже кажется слишком незамысловатым. К тому же Крюс неприкрыто чешет свою интеллигентность о читателей: посмотрите, мол, какой я умный и как много знаю, могу щеголять итальянскими и английскими фразами, словечками из сленга моряков, стихами собственного сочинения!
Единственное, что мне зашло из отсылок Крюса — это не то что намеки, а прямым текстом преподнесенные сведения о том, что Треч и Грандицци есть Астарот и Бегемот соответственно. Оставим открытым вопрос о том, каким образом они вписываются в сюжет для младшего школьного возраста. О нем в принципе нет смысла говорить, ибо он не интригует даже на уровне песенки про Буратино. И персонажи такие же, хотя господин Рикерт мне пришелся по душе.
4400